Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Административное право

На правах рекламы



Кононов П.И., Машаров И.М. К вопросу о правовых формах административной деятельности

К вопросу о правовых формах
административной деятельности

·          К вопросу о правовых формах административной деятельности (П.И. Кононов, И.М. Машаров, "Журнал российского права", N 5, май 2004 г.)

 

В литературе по административно-правовым вопросам под правовыми формами осуществления государственного управления (исполнительной власти) понимают такие формы внешнего выражения административной деятельности, которые всегда влекут за собой определенные юридически значимые последствия. К правовым формам относят, в частности, издание нормативных и ненормативных правовых актов, заключение договоров, совершение иных юридически значимых действий. Неправовые формы административной деятельности в отличие от правовых не влекут прямых юридически значимых последствий и сводятся к совершению различных организационных действий и материально-технических операций*(1).

С нашей точки зрения, правовые формы административной деятельности - это такие внешние способы ее выражения, которые характеризуются наступлением или возможностью наступления определенных прямых правовых последствий для тех субъектов, в отношении которых данная деятельность осуществляется. Считаем, что к правовым формам административной деятельности относятся не только административные акты и административные договоры, но и административно-правовые действия.

В современной науке административного права до сих пор отсутствует легальное понятие "административно-правовое действие". Отечественные ученые-административисты на протяжении нескольких десятилетий занимались исследованием обширного массива административно-правовых актов, но совершенно не уделяли при этом внимания изучению постоянно совершаемых административными органами действий, которые ни по содержанию, ни по форме выражения не могут быть отнесены к категории административно-правовых актов, а являются самостоятельной правовой формой административной деятельности. На это обстоятельство в последнее время было обращено внимание некоторых ученых. Так, Ю.М. Козлов и Л.Л. Попов указывают на то, что нельзя все управленческие действия сводить только к изданию правовых актов, поскольку исполнительные органы помимо издания актов совершают много действий иного юридического характера*(2).

Субъекты, осуществляющие административную деятельность, постоянно, практически ежедневно совершают массу действий, как влекущих, так и не влекущих правовые последствия для других лиц. Поскольку такие действия совершаются в процессе осуществления административной деятельности, являются внешним выражением воли властвующих субъектов и основаны на нормах права, то полагаем, что они могут быть охарактеризованы как административно-правовые.

Под административно-правовым действием, по нашему мнению, следует понимать властный волевой акт поведения административного органа, совершаемый в отношении конкретных физических или юридических лиц, направленный на разрешение конкретной жизненной ситуации, возникшей в ходе осуществления указанным органом административной деятельности, и влекущий для названных лиц определенные правовые последствия.

Рассмотрим семь основных признаков административно-правовых действий, в том числе отличающих их от административно-правовых актов.

1. Рассматриваемые действия совершаются только в процессе осуществления административной деятельности. Иными словами, они не могут совершаться в процессе осуществления законотворческой (правотворческой) и судебной деятельности (судопроизводства).

2. Административно-правовые действия производятся только административными органами в пределах их компетенции.

3. Виды и порядок (процедуры) их совершения определяются нормами административного права.

4. Административно-правовое действие в отличие от административно-правового акта представляет собой не официальный документ (запись в документе) или знак (символ), а властный волевой акт поведения административного органа, выражающийся в воздействии определенным способом на субъект, в отношении которого осуществляется административная деятельность. В частности, административно-правовыми действиями будут являться проведение надзорным органом проверки на предприятии, доставление сотрудником милиции гражданина, совершившего административное правонарушение, в орган внутренних дел, и т.п.

5. В отличие от неправовых (в частности, организационных и материально-технических) административно-правовые действия всегда влекут или могут повлечь за собой юридически значимые последствия для тех лиц, в отношении которых они совершаются. Например, такое действие, как административное задержание гражданина, совершившего административное правонарушение, влечет для него временное ограничение свободы.

6. Указанные действия могут как предшествовать принятию (изданию) индивидуальных административно-правовых актов, так и совершаться после принятия (издания) данных актов. Например, административное задержание правонарушителя или составление в отношении его протокола об административном правонарушении предшествуют вынесению постановления о привлечении этого лица к административной ответственности. Другие же действия (например, такое как обращение взыскания на заработную плату и имущество правонарушителя с целью исполнения назначенного ему административного наказания) совершаются после вынесения в отношении правонарушителя постановления о привлечении его к административной ответственности.

7. Совершение большинства таких действий требует официально-документального оформления посредством составления соответствующих процессуальных документов (протоколов, актов, рапортов и т.п.). Например, административное задержание правонарушителя должно быть оформлено специальным протоколом, медицинское освидетельствование водителя транспортного средства на состояние опьянения - актом медицинского освидетельствования. Вместе с тем при совершении некоторых административно-правовых действий не требуется их процессуальное оформление. К таковым относятся, в частности, проверка сотрудниками милиции документов у граждан, остановка ими транспортных средств.

В целях систематизации административно-правовых действий целесообразно провести их классификацию.

С нашей точки зрения, указанные действия можно было бы подразделить на виды по следующим критериям.

1. В зависимости от сферы осуществления (внутренней или внешней) административной деятельности:

1.1. Действия, совершаемые внутри государственных органов, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, - так называемые внутриорганизационные административно-правовые действия. К ним можно отнести предъявление руководителем государственного органа властных требований к подчиненным сотрудникам, проведение служебной проверки в отношении сотрудников, совершивших дисциплинарные проступки, составление сотрудниками государственного органа служебных рапортов и записок, а также отчетов и направление их руководителю данного органа или в вышестоящий орган.

1.2. Действия, совершаемые административными органами в сфере их внешневластной деятельности, то есть в отношении не подчиненных им организационно физических и юридических лиц. Например, действия по приему и рассмотрению заявлений, ходатайств и жалоб физических и юридических лиц по подведомственным административному органу вопросам, действия по применению мер административного принуждения в отношении лиц, совершивших административные правонарушения.

2. В зависимости от целей совершения (направленности) и содержания:

2.1. Действия, направленные на обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц, возникающих у них на основе материальных норм различных отраслей права (административно-регулятивные действия). Например, к ним относятся прием от физических и юридических лиц заявлений, ходатайств о предоставлении им каких-либо прав или правового статуса, выдача гражданам паспортов, справок, свидетельств, лицензий и т.п.

В свою очередь, административно-регулятивные действия в зависимости от конкретной цели их совершения можно подразделить на следующие виды:

а) распорядительные, связанные с дачей указаний, с предъявлением каких-либо властных требований к другим лицам;

б) регистрационные, связанные с осуществлением государственной регистрации прав, правового статуса, иных объектов;

в) разрешительные, связанные с выдачей специальных разрешений (лицензий) на совершение физическими и юридическими лицами каких-либо действий, на осуществление какой-либо деятельности;

г) правопредоставительные, связанные с предоставлением физическим и юридическим лицам по их инициативе каких-либо прав или правового статуса;

д) экзаменационные, связанные с проведением экзаменов, конкурсов и иных испытаний в целях приобретения определенных прав или правового статуса;

е) правоудостоверительные, связанные с официальным удостоверением каких-либо фактов, имеющих юридическое значение для физических или юридических лиц;

ж) согласовательные, связанные с осуществлением согласования каких-либо вопросов, возникающих у административных органов, физических и юридических лиц и требующих решения в административном порядке;

з) координационные, связанные с осуществлением координации совместной деятельности каких-либо административных органов.

2.2. Действия, направленные на выявление и пресечение правонарушений, а также на обеспечение общественной безопасности, безопасности государства, отдельных лиц (административно-охранительные действия). К ним относятся проверка сотрудниками милиции документов у граждан, проверка деятельности юридических лиц, доставление граждан, совершивших административные правонарушения, в помещения органов внутренних дел, их задержание, личный досмотр, запрещение движения транспортных средств на отдельных опасных участках дорог или улиц и т.п.

В зависимости от целей административно-охранительные действия целесообразно подразделить на следующие виды:

а) поисково-проверочные (проведение проверок соблюдения физическими и юридическими лицами действующего законодательства);

б) ограничительные (установление временных ограничений прав и свобод граждан, прав юридических лиц при наличии законных оснований);

в) запретительные (установление и реализация запретов на совершение физическими и юридическими лицами определенных действий);

г) пресекательные (принудительное прекращение противоправных действий, совершаемых физическими или юридическими лицами);

д) обеспечительные (принудительное обеспечение исполнения физическими и юридическими лицами возложенных на них законодательством юридических обязанностей);

е) следственные (проведение административного и дисциплинарного расследования совершенных административных и дисциплинарных правонарушений, а также обстоятельств чрезвычайных происшествий, аварий и катастроф);

ж) исполнительные (обеспечение принудительного исполнения правовых актов судов и административных органов).

3. Различают следующие действия в зависимости от наличия или отсутствия прямых юридически значимых последствий для лиц, в отношении которых они совершаются:

3.1. Действия, которые непосредственно влекут возникновение прямых юридически значимых последствий для лиц, в отношении которых они совершаются (составление уполномоченным должностным лицом в отношении гражданина протокола об административном правонарушении, выдача гражданину паспорта органом внутренних дел, регистрация органом ГИБДД транспортного средства, принадлежащего гражданину или юридическому лицу, и т.п.). Указанные действия непосредственно влекут возникновение правовых последствий для лиц, в отношении которых они совершены (регистрация транспортного средства за гражданином непосредственно влечет возникновение у него прав и обязанностей, имеющихся в соответствии с действующим законодательством у владельцев транспортных средств, и т.п.).

3.2. Совершение которых не влечет непосредственно возникновения прямых юридически значимых последствий для лиц, в отношении которых они совершаются, однако создает возможность возникновения таких последствий (остановка сотрудником милиции гражданина или транспортного средства для проверки документов, доставление гражданина в помещение органа внутренних дел, проведение должностными лицами контролирующего или надзорного органа проверки на территории и в помещениях организации). Указанные действия могут завершиться как наступлением каких-либо правовых последствий для лиц, в отношении которых они совершены, так и не повлечь подобных последствий. Например, если в ходе проверки на предприятии будут обнаружены какие-либо нарушения действующего законодательства, в отношении этого предприятия в последующем не исключено применение мер административного принуждения, в том числе связанных с административной ответственностью. Если же в результате проверки никаких нарушений законодательства со стороны проверенного предприятия установлено не будет, к нему не должны применяться какие-либо меры административного принуждения.

4. В зависимости от наличия или отсутствия необходимости официально-документального оформления совершаемых действий различают следующие:

4.1. Подлежащие официально-документальному оформлению. Например, административное задержание, личный досмотр правонарушителя, досмотр его вещей требуется оформлять составлением соответствующего протокола. Совершение регистрационных действий оформляется посредством выдачи лицу, в отношении которого эти действия совершены, соответствующего свидетельства о регистрации.

4.2. Не подлежащие официально-документальному оформлению. Например, не требуется официально-документального оформления в случае остановки сотрудником милиции транспортного средства или проверки им документов у граждан, а также применения в отношении правонарушителя специальных средств.

Классификация административно-правовых действий имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Выделение отдельных видов административно-правовых действий позволяет четко определить их природу, сущность, целевое назначение, последствия совершения и соответственно более детально регламентировать в специальных нормативных правовых актах пределы и правовые процедуры их осуществления.

В действующем законодательстве отсутствуют общие правовые требования, предъявляемые к совершению административно-правовых действий. Между тем анализ правоприменительной практики административных органов показывает, что нормативное закрепление таких требований является необходимым, поскольку позволит четко обозначить правовые основания для совершения административно-правовых действий и пределы их осуществления.

С нашей точки зрения, законодательством должны быть установлены следующие общие требования к правовой регламентации административно-правовых действий, совершаемых административными органами в процессе осуществления административной деятельности.

1. Перечень административно-правовых действий, которые вправе совершать тот или иной административный орган, должен быть исчерпывающим образом определен в соответствующем законе или подзаконном нормативном правовом акте, регламентирующем компетенцию данного органа. Недопустимо указание в таких нормативных актах на возможность совершения административными органами каких-либо иных специально не оговоренных действий. Любое властное действие, совершенное административным органом и прямо не предусмотренное соответствующим нормативным актом, должно квалифицироваться как незаконное.

2. В нормативных актах, регламентирующих компетенцию административных органов, должны не только перечисляться те или иные административно-правовые действия, но также устанавливаться фактические и юридические основания для их совершения. В частности, в качестве примера приведем ст. 14 Закона РФ "О милиции", которая содержит исчерпывающий перечень оснований для применения сотрудниками милиции специальных средств. По аналогии с данной должны строиться и другие нормы, определяющие основания совершения различных административно-правовых действий.

3. Помимо перечня административно-правовых действий, которые вправе совершать тот или иной административный орган, соответствующий нормативный акт должен регламентировать и возможные способы (методы) их совершения. Так, предоставляя административному органу право проводить проверки соблюдения физическими и юридическими лицами действующего в той или иной сфере предпринимательской деятельности законодательства, соответствующий нормативный акт должен определять и возможные методы проведения таких проверок.

4. В нормативных актах, определяющих компетенцию административных органов, должна быть четко прописана правовая процедура совершения этими органами тех или иных административно-правовых действий. Нормативная регламентация процедуры совершения того или иного административно-правового действия, с нашей точки зрения, включает в себя: определение момента начала совершения действия; установление последовательности совершения действия; определение момента окончания действия; установление требований к документально-процессуальному оформлению совершаемого действия.

Указанным требованиям в целом отвечают, например, нормы ст. 27.7-27.9 КоАП РФ, касающиеся процедур личного досмотра, досмотра вещей лиц, привлекаемых к административной ответственности, осмотра принадлежащих этим лицам помещений и территорий и досмотра транспортных средств. В большинстве же нормативных актов, регулирующих деятельность административных органов, подобная правовая регламентация отсутствует.

5. В нормативных актах, определяющих компетенцию административных органов, необходимо урегулировать также вопрос о праве должностных лиц этих органов по своему усмотрению определять, какое именно административно-правовое действие из числа предусмотренных соответствующим нормативным актом совершить в сложившейся конкретной ситуации. Выбор того или иного действия должен делаться уполномоченным должностным лицом административного органа, исходя из следующих условий:

а) наличия фактических и юридических оснований для совершения данного действия;

б) предпочтительности данного действия перед иными, для совершения которых в сложившейся ситуации также имеются необходимые и достаточные основания;

в) возможности достижения в результате совершения данного действия более высокого, чем в результате совершения иных действий, эффекта в решении возникшего в ходе административной деятельности вопроса.

6. В нормативных актах, устанавливающих перечень, основания и порядок совершения административными органами административно-правовых действий, должны быть также определены правовые пределы совершения этих действий.

В действующих нормативных актах, регулирующих административно-охранительную деятельность, не определены, например, пределы совершения таких действий, как осмотр помещений и территорий, досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, истребование от должностных лиц при проведении проверки документов и материалов. В этой связи должностные лица испытывают определенные затруднения. С учетом данных обстоятельств и в целях устранения административного произвола в соответствующих нормативных актах необходимо, во-первых, четко отграничить одни административно-правовые действия от других (в частности, осмотр от досмотра), а во-вторых, определить, до какого пространственно-временного или фактического момента совершается то или иное административно-правовое действие. Иными словами, должностное лицо обязано четко представлять себе пределы своего властного вторжения в сферу предпринимательской или иной деятельности физических или юридических лиц либо в сферу их частной жизни, а также отграничивать одно действие от другого.

7. В нормативных актах, регулирующих совершение властными органами административно-правовых действий, необходимо предусматривать ограничения (запреты) на совершение тех или иных действий при наличии определенных условий. Так, в уже упоминавшейся ст. 14 Закона РФ "О милиции" определен круг лиц, в отношении которых сотрудниками милиции не могут применяться специальные средства. Установление подобных запретов преследует цель обеспечить разумность и целесообразность совершения тех или иных административно-правовых действий, защитить от необоснованного ограничения права и свободы граждан, права юридических лиц.

Следовательно, четкая правовая регламентация в действующем законодательстве перечня, оснований, пределов и процедуры совершения административными органами различных административно-правовых действий позволит обеспечить необходимую правовую защиту физических и юридических лиц от произвольного административного вмешательства в их предпринимательскую деятельность и частную жизнь.

 

П.И. Кононов,

судья Арбитражного суда Кировской области,

доктор юридических наук,

 

И.М. Машаров,

директор филиала Санкт-Петербургского института

внешнеэкономических связей,

экономики и права (Киров),

доктор педагогических наук

 

"Журнал российского права", N 5, май 2004 г.

Категория: Административное право | Добавил: Aziz001 (20.03.2011) | Автор: Кононов П.И.
Просмотров: 2739 | Теги: Кононов П.И., теория государства и права, статьи, ТГП, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде