Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Административное право

На правах рекламы



Князев С. Д. Обстоятельства, исключающие административную ответственность
Обстоятельства, исключающие административную ответственность. 

Князев, С. Д.
Обстоятельства, исключающие административную 
ответственность.
//Правоведение. -1990. - № 6. - С. 97 - 99
Библиогр. в подстрочных примечаниях.



АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - 
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО - ВМЕНЯЕМОСТЬ - КОДЕКСЫ 
- КОММЕНТАРИИ - НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА - ПРАВОВОЕ 
РЕГУЛИРОВАНИЕ - ПРАВОНАРУШЕНИЯ 
Материал(ы):
Обстоятельства, исключающие административную ответственность.
Князев, С. Д.

С. Д. КНЯЗЕВ*

Обстоятельства, исключающие административную ответственность

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, играют важную роль в механизме административно-правового регулирования. Посредством их закрепления создаются необходимые юридические гарантии, обеспечивающие охрану граждан от необоснованного наложения административных взысканий за совершение деяний, внешне хотя и подпадающих под признаки административных проступков, но не имеющих общественно вредного характера. Наряду с этим такие обстоятельства имеют стимулирующее значение в сфере административно-правового регулирования, способствуют совершению правовых действий, отвечающих интересам государства и общества.

В соответствии со ст. 8 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях и ст. 17, 18, 19 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (КоАП) к числу обстоятельств, исключающих административную ответственность, относят, как правило, совершение деяния, подпадающего под признаки административного правонарушения, в состоянии крайней необходимости, необходимой обороны или невменяемости.1 В КоАП Украинской ССР содержится специальная статья по данному вопросу—ст. 17 «Обстоятельства, исключающие административную ответственность». Она прямо устанавливает, что лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости, необходимой обороны либо находившееся в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности.

Наличие в числе обстоятельств, исключающих административную ответственность, крайней необходимости и необходимой обороны, не вызывает сомнений. В этих случаях в действиях лица присутствуют все признаки административного проступка, и ответственность не наступает только в силу того, что такие действия совершены из общественно полезных побуждений (мотивов), вызванных наличием предусмотренных законодательством условий, исключающих общественно вредный и противоправный характер деяний. Посредством закрепления в законодательстве об административных правонарушениях необходимой обороны и крайней необходимости законодатель выражает свое положительное отношение к их использованию для защиты охраняемых правом отношений.

Непременным условием для признания лица виновным в совершении административного правонарушения является вменяемость. Ее отсутствие означает, что в действиях лица нет состава административного проступка как основания ответственности. Состояние невменяемости лица, совершившего деяние, подпадающее с точки зрения объективной стороны под признаки правонарушения, не устраняет общественной вредности действий указанного лица и, следовательно, не может свидетельствовать о правомерности его поведения. Кроме того, в отличие от необходимой обороны и крайней необходимости невменяемость указывает лишь на административно-ненаказуемый характер действий, но не дает никаких оснований говорить о заинтересованности государства и общества в их совершении. Сказанное позволяет сделать вывод, что невменяемость не входит в число обстоятельств, исключающих административную ответственность.2

Основанием для подобного вывода служат не только теоретические положения,  но и анализ нормативно-правового материала. Во-первых, законодательство ряда союзных республик применительно к крайней необходимости и необходимой обороне особо оговаривает, что их наличие исключает в деянии лица признаки административного правонарушения (например, ст. 18 и 19 КоАП Украинской ССР). Этого нельзя сказать о совершении деяния в состоянии невменяемости. Во-вторых, закрепляя в качестве обстоятельств, исключающих административную ответственность, крайнюю необходимость и необходимую оборону, законодатель специально предусматривает условия их правомерности, при несоблюдении которых ответственность не исключается. В этом плане особенно наглядным примером может служить ч. 2 ст. 19 КоАП Украинской ССР, разъясняющая, какие действия признаются совершенными с превышением пределов необходимой обороны. Что же касается состояния невменяемости, то оно при любых условиях исключает наступление ответственности. В-третьих, при установлении обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, некоторые республиканские кодексы выделяют нахождение лица в момент совершения действия  или бездействия в состоянии невменяемости в отдельный пункт, в то время как крайняя необходимость и необходимая оборона объединены вместе (ст. 227 КоАП РСФСР). И такая позиция законодателя не случайна. Она отражает существенное  различие в юридической природе невменяемости, крайней необходимости и необходимой обороны, не позволяющее свести их воедино. При этом  вряд ли  оправдана формулировка п. 3 ст. 250 КоАП Эстонской ССР, согласно которой производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при невменяемости лица, совершившего действие или бездействие, содержащее признаки какого-либо правонарушения. Ответственность в данном случае действительно не должна иметь место. Однако упоминание в указанной статье невменяемости лица, совершившего действие или бездействие, содержащее признаки правонарушения, не совсем корректно, так  как  невменяемое лицо в принципе лишено возможности совершить административный   проступок. В-четвертых, даже законодательство Украинской ССР, прямо предусматривающее в ст. 17 КоАП невменяемость в числе рассматриваемых обстоятельств, непоследовательно, поскольку в алфавитно-предметном указателе к КоАП УССР в числе обстоятельств, исключающих ответственность за административные правонарушения, называются лишь крайняя необходимость и необходимая обороны.

Таким образом, Основы и республиканские кодексы об административных правонарушениях предусматривают только два обстоятельства, исключающих административную ответственность, — совершение деяния, подпадающего под признаки административного проступка, в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны. Это, однако, не означает, что данные кодифицированные акты устанавливают исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих административную ответственность.

Еще одно обстоятельство, исключающее административную ответственность, закреплено в ст. 15 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. (в редакции от 5 июня 1981 г.) «Об усилении ответственности за хулиганство».3 Статья 15 Указа предусматривает, что действия граждан, направленные на пресечение преступных посягательств и задержание преступника, являются в соответствии с законодательством СССР и союзных республик правомерными и не влекут уголовной или иной ответственности, даже если этими действиями вынужденно был причинен вред преступнику. Хотя это обстоятельство зафиксировано в нормативном акте об ответственности лишь за хулиганские действия, оно имеет для законодательства об административных правонарушениях не частное, а общее, принципиально важное значение. Совершение при задержании преступника деяния, подпадающего под признаки административного проступка, во всех случаях, если не нарушены условия правомерности задержания, не является общественно опасным и не влечет наступления ответственности. Данное утверждение основано на том, что, запрещая применение аналогии при привлечении к ответственности (ст. 5 Основ, ст. 8 КоАП РСФСР), законодательство об административных правонарушениях не препятствует ее использованию при освобождении от административной ответственности.

Прямое закрепление рассматриваемого обстоятельства в действующем законодательстве, как это сделано, например, в УК Эстонской ССР (ст. 13), в большей степени отвечает потребностям обеспечения законности в правоприменительной деятельности. Поэтому целесообразно в Основы и кодексы об административных правонарушениях внести дополнения, касающиеся задержания преступника как обстоятельства, исключающего административную ответственность. Это способствовало бы усилению гарантий прав и охраняемых законом интересов граждан.

* Кандидат юридических наук, старший преподаватель Дальневосточного университета.

1 См., напр.: Кожевников С. Н. Административная ответственность как правовое последствие административного проступка // Вопросы теории и практики административно-правового регулирования /Под ред. Д. Н. Бахраха. Свердловск, 1983. С. 53—54; Петров Ю. А. Административное принуждение в области охраны окружающей среды. Л., 1985. С. 20.

2 В теории уголовного права невменяемость традиционно не включается в число обстоятельств, исключающих уголовную ответственность (см.: Владимиров В. А., Ляпунов Ю. И. Обстоятельства, исключающие общественную опасность и противоправность деяний. М., 1970; Якубович М. И. Обстоятельства, исключающие общественную опасность и противоправность деяния. М., 1979; Сахаров А. Б. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность // Советское государство и право.1987. №11).

3 Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. № 23. Ст. 782.
Категория: Административное право | Добавил: Aziz001 (20.03.2011) | Автор: Князев С. Д.
Просмотров: 4122 | Теги: Князев С. Д., теория государства и права, статьи, ТГП, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде