Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Административное право

На правах рекламы



Зливко А.П. Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации и без специал
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И БЕЗ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗРЕШЕНИЯ (ЛИЦЕНЗИИ)


Зливко Алла Павловна,
соискатель Современной Гуманитарной Академии,
старший преподаватель Новороссийской государственной
морской академии, г. Новороссийск

Вступившим в законную силу 1 июля 2002 г. Кодексом об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ), предусматривается ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации и без лицензии. Этому посвящена ст. 14.1. КоАП РФ. Так, в случае отсутствия регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица наступает ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 20 минимального размера оплаты труда (далее МРОТ).
Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, влечет за собой наказание: для граждан – штраф в размере от 20 до 25 МРОТ, для должностных лиц – от 40 до 50 МРОТ, для юридических лиц – от 300 до 500 МРОТ. Вся изготовленная продукция, орудия производства и сырье, предназначенное для производства продукции, могут быть конфискованы.
До 1 июля 2002 г. административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности отсутствовала. Она возникла с введением КоАП РФ и ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". Ст.1. Закона дает определение государственной регистрации юридических лиц – это "акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах". Названный закон и ст.51 ГК РФ исходят из необходимости государственной регистрации как коммерческих, так и некоммерческих юридических лиц. 
Цели регистрации:
Осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности юридических лиц (в том числе борьба с незаконным предпринимательством), налогообложением;
Получение сведений статистического учета для реализации мер регулирования экономики;
Предоставление информации о зарегистрированных юридических лицах всем участникам гражданского оборота.
Государственная регистрация юридического лица как субъекта предпринимательской деятельности является первоначальным этапом при его создании, а также важнейшим условием его существования.
Законом "О государственной регистрации юридических лиц" предусматривается единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы предпринимательства. А также законом регулируются отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией при образовании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также при внесении изменений в их учредительные документы и при введении единого государственного реестра.
Особый порядок государственной регистрации ряда юридических лиц, таких как торгово-промышленные палаты, общественные объединения, кредитные организации, установлен нормативными актами, регламентирующими деятельность данных субъектов, с учетом изменений и дополнений, внесенных в акты ФЗ от 21 марта 2002 г. №31-ФЗ "О приведении законных актов в соответствие с ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц"".
Необходимо отметить порядок регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица. На сегодняшний день он остается прежним. В новом Законе ничего не говорится о нем. Поэтому необходимы поправки и доработка действующего законодательства.
Государственная регистрация физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательством РФ, осуществляется в соответствии с Законом РСФСР от 7.12.1991 г. №2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации"; Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. №1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ".
Отметим, что закон о государственной регистрации упростил саму процедуру государственной регистрации юридических лиц. Переход на принцип "одного окна" совмещает два действия:
государственная регистрация юридических лиц;
их постановка на учет в налоговых органах.
Законом установлен срок государственной регистрации – не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Следует здесь отметить, что теперь эта норма подкреплена возможностью привлечения должностных лиц регистрирующих органов к административной ответственности за несвоевременное внесение записей о юридическом лице в Единый государственный реестр. П.1.ст.14.25. КоАП РФ за указанное правонарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ.
В этой же статье предусмотрены такие составы правонарушений, как незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений лицам, заинтересованным в получении такой информации.
Нужно отметить, что в КоАП РФ не устанавливается ответственность должностных лиц за задержку в выдаче свидетельства о государственной регистрации. Если обратиться к ст.11 Закона о государственной регистрации, регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации (с момента внесения записи в реестр), выдает свидетельство о государственной регистрации – документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Необходимо ввести поправки в КоАП РФ.
На сегодняшний день действуют статьи Налогового Кодекса и КоАП РФ,где дублируются аналогичные составы правонарушений. Это ст.116 НК РФ – "Нарушение срока постановки на учет в налоговые органы"; ст.117 НК РФ – "Уклонение от постановки на учет в налоговом органе" и ст.15.3.КоАП РФ "Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе".
Как привлечь к ответственности индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица: по нормам НК РФ или КоАП РФ?
В ст.108 НК РФ отмечено, что: "никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения".
П.5.ст.4.1. КоАП РФ гласит: "Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение".
Поэтому при применении ответственности по НК РФ и по КоАП РФ будет нарушен принцип однократности наказания.
В данной ситуации нужно исходить из того, что в ст.15.3.КоАП РФ (в примечании) прямо говорится, что административная ответственность, предусмотренная в отношении должностных лиц за налоговые правонарушения, не может быть применена по аналогии к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Следовательно, применять ответственность к предпринимателям за совершение правонарушений в области налогов и сборов необходимо только по НК РФ.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.1.КоАП РФ, на основании ст.23.1.КоАП РФ рассматривают судьи, а в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – судьи арбитражных судов.
В соответствии с п.2.ст.28.3. КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.1. КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции), а также органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (налоговые органы).
Хотелось бы также отметить, что абсолютно новым явлением стало возложение ответственности за нарушения при создании юридического лица не только на его учредителей, но и на лицо, подавшее заявление о государственной регистрации (заявителя). Заявитель несет ответственность за правильность данных, представленных в регистрирующий орган.
Согласно п.4.ст.14.25.КоАП РФ представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, влечет либо наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ, либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Правомерное участие в экономических сферах предпринимательской деятельности тесно связана не только с государственной регистрацией, но и с получением лицензии.
Лицензия - это специальное разрешение, выдаваемое уполномоченным органом исполнительной власти организациям и индивидуальным предпринимателям на осуществление отдельных видов деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию.
Ст. 49 ГК РФ предусматривает, что виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, определяются ФЗ от 8 августа 2001г. №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности " (далее - закон о лицензировании), который вступил в силу по истечении 6 мес. со дня официального опубликования.
В этом законе перечисляются виды деятельности, подлежащие лицензированию, и унифицирована процедура лицензирования.
П.2;3 ст. 14.1. КоАП РФ предусматривают административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии). Рассмотрение этих дел относится к компетенции суда. Единственный случай, когда лицензирующий орган может принять решение об аннулировании лицензии - это неуплата в течение 3-х месяцев лицензионного сбора. В иных случаях лицензия аннулируется решением суда по заявлению органа, выдающего лицензию, по следующим основаниям.
нарушение лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государству;
лицензиат не устранил нарушения в установленный срок, которые повлекли за собой приостановления действия лицензии.
Приостановление и аннулирование лицензии очень близки к мерам административного принуждения. Но с точки зрения КоАП РФ, ст.3.2. приостановление и аннулирование лицензии не рассматривается как административное наказание.
Поэтому целесообразно соотнести данные деяния в систему административных наказаний, т.к. отзыв и приостановление лицензии широко применяется на практике. И включение их в число административных наказаний означало, что эти действия будут правильно расследоваться, регулироваться законом, и будут соблюдены все процессуальные гарантии при рассмотрении этого наказания.
Категория: Административное право | Добавил: Aziz001 (20.03.2011) | Автор: Зливко А.П.
Просмотров: 1293 | Теги: теория государства и права, статьи, Зливко А.П., ТГП, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде