Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Административное право

На правах рекламы



Власенко А.А. Правовое регулирование особого режима безопасного функционирования ЗАТО
Правовое регулирование особого режима безопасного функционирования ЗАТО.

Власенко Алексей Алексеевич,
Соискатель Саратовской Академии права

Все требования закона "О ЗАТО", касающиеся особого режима безопасного функционирования, были конкретизированы Постановлением Правительства РФ № 693 от 11 июня 1996 года. Этим постановлением было утверждено Положение "О порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства РФ по атомной энергии"[1].
Положение определяет следующие цели установления особого режима безопасного функционирования данных объектов:
- обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;
- выполнение международных обязательств Российской Федерации по нераспространению ядерного оружия и др.; 
- обеспечение защиты сведений о ядерном оружии, ядерных вооружениях, других видах вооружений и военной техники, составляющих государственную тайну;
- пресечение террористических, диверсионных и иных противоправных действий;
- обеспечение безопасных условий для работы и проживания граждан защита окружающей среды 
Положение возлагает ответственность за организацию и обеспечение особого режима безопасного функционирования ядерно-оружейного объекта на руководителя этого объекта.
Контролируемые и (или) запретные зоны являются составной частью единой системы мер обеспечения безопасного функционирования объектов, расположенных в ЗАТО, и устанавливаются в целях:
• организации санкционированного доступа граждан на охраняемую территорию ЗАТО (контролируемая зона);
• исключения доступа граждан на режимные территории предприятий и (или) объектов без производственной необходимости (запретная зона).
Такие определения являются указанием для организации охраны указанных зон.
Отметим, что установление государством специальных зон, доступ на территорию которых ограничен, является во всем мире общепризнанной мерой создания условий для безопасного функционирования объектов ВПК[2].
Положением[3] также устанавливаются конкретные ограничения прав граждан на въезд и постоянное проживание на территории ЗАТО. Въезд граждан для постоянного проживания или временного пребывания на территории закрытого образования согласовывается с органом федеральной службы безопасности.
Согласование предусматривает оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную экологическую опасность. Допуск оформляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О государственной тайне"[4]. 
Гражданину может быть отказано в оформлении допуска по основаниям, указанным в том же Законе.
Заметим, что такие меры, как проверка и отбор граждан, допускаемых к работам на ядерных производствах и нахождению вблизи них, по критериям, которые законодательно установлены государством, применяются во всех странах мира и являются общепризнанной практикой[5]. 
Проанализируем отдельные положения Закона Российской Федерации "О государственной тайне", относящиеся к обсуждаемым вопросам. В этом законе, в частности, говорится (статья 21), что допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется исключительно в добровольном порядке. Получение этого допуска должностными лицами и гражданами, в частности, предусматривает:
• принятие ими на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
• их согласие на частные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 того же Закона;
• их письменное согласие на проведение в отношении них полномочными органами проверочных мероприятий;
• ознакомление их с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.
Помимо этого, Закон определяет виды, размеры и порядок предоставления льгот, связанных с принятием должностными лицами и гражданами на себя добровольных обязательств по нераспространению сведений, составляющих государственную тайну.
Таким образом, данный Закон устанавливает принцип добровольного согласия граждан работать со сведениями, составляющими государственную тайну, и добровольного согласия граждан на вытекающие из этого частные, временные ограничения их прав. Это должно сопровождаться ознакомлением граждан с ответственностью за нарушения этих добровольно взятых на себя обязательств и компенсироваться предоставлением определенных льгот.
Отметим, что меры по обеспечению сохранения государственной тайны на предприятиях ядерного оружейного комплекса, безусловно, способствуют созданию условий для нераспространения ядерного оружия.
Объем проверочных мероприятий, как установлено Законом, зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Здесь имеется в виду, прежде всего, Федеральный Закон Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ, где говорится о том, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (перечень этих органов определен тем же Законом), в пределах своей компетенции вправе собирать данные, характеризующие личность граждан и необходимые для принятия решения о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную экологическую опасность.
Закон "О государственной тайне" определяет также цель проведения проверочных мероприятий. Этой целью является выявление оснований для принятия решения об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне. Гражданин, которому отказано в допуске, вправе обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.
Основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:
• признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
• наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Российской Федерации;
• постоянное проживание его самого и(или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
• выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу Российской Федерации;
• уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.
Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий.
В соответствии с Положением "О порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии", если гражданину отказано в допуске к государственной тайне, он подпадает под ограничения на въезд и постоянное проживание в ЗАТО, т.е. на нахождение на территориях вблизи предприятий ядерного оружейного комплекса. Возможность такого отказа, безусловно, способствует созданию специфических условий для борьбы с преступностью и терроризмом в ЗАТО.
Закон "О государственной тайне" устанавливает также ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне (статья 2). Ограничения могут касаться:
• права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;
• права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;
• права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.
Заметим, что проверка и отбор граждан, допускаемых к работам на ядерных производствах и на территориях вблизи ядерных производств , по критериям, установленным государством, и частичное ограничение прав и свобод этих граждан, являются общепризнанной мировой практикой.
[1] "Положение о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства РФ по атомной энергии". Введено Постановлением Правительства РФ № 693 от 11.06 1996 года (с дополнением от 03.041997г.)
[2] Информационный циркуляр Международного агентства по атомной энергии "Физическая защита ядерного материала". // INFCIRC / 225 / Rev.2, December 1989. 
[3] "Положение о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства РФ по атомной энергии". Введено Постановлением Правительства РФ № 693 от 11.06 1996 года (с дополнением от 03.041997г.).
[4] Закон РФ "О государственной тайне" (Российская газета, 1993, 21 сентября) с изменениями и дополнениями от 24.09 1997 г. № 131-ФЗ.
[5] Информационный циркуляр Международного агентства по атомной энергии "Физическая защита ядерного материала". INFCIRC / 225 / Rev.2, December 1989.
Категория: Административное право | Добавил: Aziz001 (20.03.2011) | Автор: Власенко А.А
Просмотров: 1221 | Теги: теория государства и права, статьи, Власенко А.А, ТГП, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде