Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Авторское право

На правах рекламы



Усольцева С. В. Международная система нормативно-правового регулирования интеллектуальной собственности
Международная система нормативно-правового регулирования интеллектуальной собственности. 

Усольцева, С. В.
1999 
Аннотация: Опубликовано : Сибирский Юридический Вестник. - 1999. - № 2. 
Материал(ы):
Международная система нормативно-правового регулирования интеллектуальной собственности.
Усольцева С. В.

Среди источников правового регулирования интеллектуальной собственности весьма заметное - и по значимости, и по количеству  - место занимают международные правовые акты. Данный факт объясняется тем, что права на результаты интеллектуальной деятельности обладают свойством "территориальной ограниченности”, т.е. при отсутствии международных соглашений признаются и охраняются лишь на территории того государства, где они изначально возникли. В то же время указанные права являются предметом интенсивного экономического, научного и культурного обмена между различными странами, что обусловлено самой природой интеллектуальной деятельности. Именно на стремлении преодолеть указанное противоречие основана международная система нормативно-правового регулирования различных аспектов общественных отношений, возникающих в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности. Данная система в соответствии с известными принципами и правилами взаимодействует с национальными правовыми системами регулирования интеллектуальной  собственности. Не является исключением и российская правовая система: Конституция РФ объявляет  общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ частью правовой системы РФ и закрепляет приоритет международно-правовых норм  (ст.15).[1]

Таким образом, знание источников международно-правового характера для российских юристов перешло в практическую плоскость.

Действующие на сегодня международно-правовые акты в области интеллектуальной собственности представляют собой обширную, "разветвленную” систему: входящие в нее источники различны по целям, содержанию, а также субъектам их принятия. Соответственно, классифицировать указанные акты также можно по самым разным основаниям. Традиционной является классификация по характеру правовых норм, содержащихся в тех или иных  актах.

По данному критерию выделяют: 1) "декларативные”; 2) "регулятивные”; 3) "охранительные” правовые акты. Примером первой группы могут служить Всеобщая Декларация прав человека и гражданина, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., ст.27 которой торжественно провозглашает: " Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.”2 ,  Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. (ст.ст.6 и 15 ч.3)3 , Итоговый документ Венской встречи4 и др. Указанная группа источников содержит нормы, основная функция которых состоит в провозглашении официального признания института интеллектуальной собственности государствами-участниками данных актов и необходимости его законодательного обеспечения.

Что касается второй и третьей из вышеназванных групп, то грань между ними довольно условна, поскольку в большинстве случаев регулятивные и охранительные нормы включаются в единый правовой акт (можно говорить лишь о большем или меньшем "удельном весе” тех или иных норм в конкретном акте). Представляется более целесообразным использовать для классификации всех иных, кроме декларативных, источников правового регулирования интеллектуальной собственности такой критерий, как  "уровень принятия”.

В соответствии с данным критерием система источников нормативно-правового регулирования интеллектуальной собственности может быть представлена тремя уровнями: 1) международно-правовые акты, принятые в рамках ООН, 2) международно-правовые акты, принятые в рамках межгосударственных объединений ( ЕС, СНГ и др.), 3) двусторонние соглашения.

Источники первого уровня носят принципиально важный характер, закрепляют основополагающие правила, действующие для всех стран-участниц. К данной группе относят, в частности, Конвенцию об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г. (Стокгольмская Конвенция)5, Парижскую Конвенцию по охране промышленной собственности 1883-84 гг.6 , Бернскую Конвенцию об охране литературных и художественных произведений 1886 г.7 

Значение первой из названных Конвенций заключается в том, что она впервые ввела в мировую законодательную практику понятие интеллектуальной собственности и дала его легальное определение (ст.2). Помимо этого, в соответствии со Стокгольмской Конвенцией была учреждена ВОИС как межправительственная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН (Конвенция одновременно является Уставом ВОИС), которая осуществляет самые разнообразные мероприятия по реализации договоров и соглашений в области интеллектуальной собственности в целях содействия экономическому и культурному развитию различных стран.

Парижская и Бернская Конвенция являются "старейшими” фундаментальными источниками, закрепляющими основы патентного и авторского права соответственно. "Краеугольным камнем” в содержании указанных документов принято считать установление принципа национального режима в отношении объектов промышленной собственности и объектов авторского права в каждой из стран-участниц Конвенции. Кроме того, данные Конвенции закрепляют "минимальные стандарты” охраны авторских и патентных прав (перечень правомочий правообладателя, срок охраны, возможные ограничения и т.п.). Страны-участницы Конвенции обязаны соблюдать эти стандарты, принимая национальное законодательство. Однако они вправе также повышать уровень защиты авторских и патентных прав путем установления более длительных сроков охраны, расширения круга охраняемых объектов и т.д.

Международные правовые акты второго уровня имеют более ограниченную сферу действия и должны соответствовать основным началам, зафиксированным в источниках первого уровня. Таковыми являются, в частности, Конвенция  о выдаче европейских патентов 1973 г.8, Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г9. и др. 

Наконец, источники третьего уровня, как следует из их наименования, представляют собой соглашения между отдельными государствами (например, Соглашение СССР и США о сотрудничестве в области базовых научных исследований от 8 января 1989 г.)10 . Двусторонние соглашения действуют на взаимной основе, позволяют более гибко подойти к регулированию определенных вопросов, учесть особенности отдельных государств и в этом качестве являются эффективным инструментом правового воздействия на те или иные общественные отношения. Россия заключила подобные соглашения с Австрией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Швецией и другими  странами.

По "направленности” (основным целям) правового регулирования международные акты в области интеллектуальной собственности могут быть подразделены на: 1) устанавливающие международную охрану объектов интеллектуальной собственности (Парижская и Бернская Конвенция, Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения товаров, Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения товаров и др.); 2) способствующие такой охране (Договор о патентной кооперации, Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков, Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры, Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов); 3) устанавливающие системы классификации и процедуры их обновления (Страсбургское соглашение о международной патентной классификации, Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, Венское соглашение об учреждении международной классификации изобразительных элементов товарных знаков, Локарнское соглашение об учреждении международной классификации промышленных образцов).11

В последнее десятилетие определяющей тенденцией в развитии  законодательства отдельных стран  об интеллектуальной собственности является его максимальная унификация, в связи с чем  заметно активизировалась работа по принятию так называемых "эталонных” международных  актов, призванных служить своеобразным  ориентиром  для национальных законодателей. Так, например,  21 декабря 1988 г. Совет ЕС принял "Первые  директивы Совета о сближении законодательств стран-участниц, относящихся к товарным знакам”, 14 мая 1991 г. -  "Директивы Совета по правовой охране компьютерных программ”, в процессе разработки находятся "Директивы по правовой охране баз данных”. В рамках ВОИС подготовлены проекты договоров о гармонизации патентного законодательства и об интеллектуальной собственности в отношении топологий интегральных микросхем. Бернским Союзом подготовлен  на межправительственном уровне проект специального приложения к Бернской Конвенции  об охране литературных и художественных произведений, предусматривающий правовую охрану ряда новых объектов интеллектуальной собственности  (в частности,  связанных с информацией  как  таковой). 

24 июня 1994 г. между РФ и Европейским Сообществом  подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), в котором стороны подтвердили обязательства, вытекающие из таких многосторонних  конвенций, как  Парижская Конвенция (Стокгольмский Акт 1967 г. с дополнениями 1979 г.), Мадридское Соглашение о международной регистрации знаков (Стокгольмский Акт 1967 г. с дополнениями 1979 г.), Ниццкое Соглашение (Женева, 1977 г. с дополнениями  1979 г.),  Будапештский  Договор (1977 г. с изменениями 1980 г.), Договор о патентной кооперации  ( Вашингтон, 1970, с дополнениями и изменениями  1979 и 1984 гг.), Протокола к Мадридскому Соглашению о международной регистрации знаков (Мадрид, 1989). Соглашение предусматривает также, что Россия будет продолжать  совершенствование механизма охраны прав на интеллектуальную собственность с тем, чтобы  обеспечить к концу пятого года после вступления  СПС в силу  уровень защиты, аналогичный существующему в Сообществе.  В течение этого же срока Россия должна была присоединиться к  многосторонним конвенциям  по охране прав на интеллектуальную  собственность, участниками которых являются государства-члены Сообщества, либо  которые применяются  ими de  facto, а именно:  Бернской Конвенции,  Международной Конвенции по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 1961 г.), Международной Конвенции по охране новых видов растений (Женева, 1978 г,).12  С сожалением приходится отметить, что на сегодня из указанных обязательств выполнено лишь одно: с 13 марта 1995 г. на территории России  вступила в действие Бернская Конвенция.

Можно констатировать, что первоочередными задачами в рассматриваемой сфере для РФ являются: 1) присоединение к международно-правовым актам в области интеллектуальной собственности  во исполнение взятых на себя обязательств; 2) обеспечение эффективного применения действующих международных  источников правового регулирования интеллектуальной собственности; 3) активизация профессионального изучения международного законодательства.

Решение данных задач возможно в результате объединения усилий  законодательных и правоприменительных органов, научных и образовательных учреждений.

1 Конституция РФ. - М.: Юрид. лит., 1995. 

2 См.: Международное право в документах. - М., 1982.

3 Там же.

4 Итоговый документ Венской встречи. - М.: Политиздат, 1989.

5 См.: Права на результаты интеллектуальной деятельности: Cб. норм. актов. -  М., Де-юре,1994.

6 См.: Вестн. Высшего Арбитражного Суда РФ. - 1996. - № 2. 

7 См.: Интеллектуальная собственность. - М.: Олимп, 1998.

8  Там же.

9 См.: Вестн. Высшего Арбитражного Суда РФ. -  1994. - № 2.

10 См.: Вестн.  МИД  СССР. -  1991. - № 8. 

11 International  Burea  of  WIPO: What  It  Is  and  What  It  Does . -  TMP/ KL/ 4. -  d 10-15.

12 Смирнов В. Международное сотрудничество расширяется. - Интеллектуальная собственность. - 1995. - № 1-2. - С.78-79.
Категория: Авторское право | Добавил: Aziz001 (20.03.2011) | Автор: Усольцева С. В.
Просмотров: 840 | Теги: Усольцева С. В., теория государства и права, статьи, ТГП, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде