Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Конституционное право (КПРФ)

На правах рекламы



Демяненко И. В. Право на образование

Право на образование :


Демяненко, И. В.
Право на образование :Международные стандарты и 
советское законодательство.
//Правоведение. -1990. - № 6. - С. 99 - 100

Библиогр. в подстрочных ссылках.



ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - КОММЕНТАРИИ - КОНСТИТУЦИИ 
- МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ 
- ОБРАЗОВАНИЕ - ПРАВА И СВОБОДЫ - ПРАВОВОЕ 
РЕГУЛИРОВАНИЕ - СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ - СССР - 
СТАНДАРТИЗАЦИЯ
Материал(ы):
  • Право на образование: международные стандарты и советское законодательство.
    Демяненко, И. В.

    И. В. Демяненко*

    Право на образование: международные стандарты и советское законодательство

    Право па образование относится к числу основных прав человека. Оно закреплено не только в конституциях многих государств, в том числе в Конституции СССР (ст. 45), но и в ряде международных договоров. К таким договорам можно отнести Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13), Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования,2 Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ст. 5),3 Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ст. 10, 14) ,4 Конвенцию о правах ребенка (ст. 28, 29).5

    Нормы названных договоров представляют собой международные стандарты в области образования. Их практическая значимость для СССР объясняется теми процессами демократизации, которые осуществляются в нашей стране. Уяснение международных стандартов и практическое руководство ими, особенно когда происходит реформа народного образования, являются важными условиями совершенствования советского законодательства в этой сфере.

    Международными стандартами следует считать выработанные государствами и закрепленные в конвенционных актах универсальные цели и принципы образования, а также минимальные правовые возможности для индивида, которые ему обязано предоставить государство, а именно: право на начальное образование, право на элементарное образование, право на доступ к среднему образованию в различных формах, включая и профессионально-техническое, и право на доступ к высшему образованию.

    Как соотносятся с названными стандартами цели, принципы и содержание права на образование, закрепленные в законодательстве Союза ССР? Установленные в Конституции СССР и в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании6 цели образования не отражают всей его демократической направленности, которая провозглашена на международно-правовом уровне. В частности, надо с полной определенностью сказать, что интересы личности в функционировании современной образовательной системы не являются приоритетными. В законах СССР не подчеркнута общепризнанная гуманистическая роль образования, как это сделано в ряде международных документов, в частности, по решению глобальных проблем современности. Не устраняет этих пробелов и новый проект Основ.7

    В структуру международных стандартов помимо прочего включены также общие принципы образования. Ими являются: всесторонность образования; поступательность и системность; обязательность и бесплатность начального обучения при постепенном введении всеобщей бесплатности; открытость и доступность; равенство граждан и отсутствие дискриминации; свобода родителей или законных представителей определять вид учебного заведения и характер обучения для своих детей; свобода выбора языка обучения; свобода создания и функционирования учебных заведений независимо от государства (как светских, так и религиозных), при выполнении обязательного минимума требований, установленных государством; обеспечение во всех государственных учебных заведениях одинакового уровня образования и равных условий я отношении качества обучения.

    В определенной степени им соответствуют принципы образования, которые провозглашены в Конституции СССР и Основах. В некоторых случаях советское законодательство пошло несколько дальше, например, в вопросах системности образования, его бесплатности. Вместе с тем закрепление отдельных принципов носит незавершенный характер. Это касается, к примеру, защиты от дискриминации, даже при том, что провозглашены равенство в получении образования или одинаковая доступность высшего и среднего специального образования, открытость системы образования. Некоторые принципы, закрепленные в международных документах, вообще не получили отражения в качестве таковых во внутригосударственном законодательстве. Имеются в виду свобода родителей и законных представителей определять для своих детей вид учебного заведения и характер обучения, а также свобода создания и руководства учебными заведениями независимо от государства, при соблюдении обязательных требований, им установленных. Указанные принципы были закреплены как в Пакте 1966 г., так и в некоторых других международно-правовых актах, включая недавно принятую Конвенцию о правах ребенка. Однако они не были учтены в опубликованном проекте Основ.

    Международные стандарты предъявляют к государствам определенные требования, касающиеся содержания права на образование. Признается, что в каждом государстве человек должен иметь право на начальное и элементарное образование, право на доступ к среднему и высшему образованию. Такие возможности закреплены в законодательстве Союза ССР. Более того, в проекте Основ предлагается дополнить содержание права на образование правом на поступление в аспирантуру и докторантуру, а также правом на повышение квалификации и переподготовку. Это позволило бы говорить о завершении создания в стране системы образования, соответствующей концепции непрерывного образования, разработанной ЮНЕСКО.

    Таково в самых общих чертах соотношение международных стандартов и законов СССР. Но ими, безусловно, не исчерпывается вся система законодательства в стране. И поэтому важен вопрос, насколько соответствуют стандартам подзаконные акты. С сожалением приходится констатировать, что, чем ниже уровень правового регулирования, тем больше подобных несоответствий.

    Законодательство о среднем специальном и высшем образовании содержит наибольшее количество противоречий, нарушающих права граждан и прямо ведущих к их дискриминации по признаку пола, социального происхождения, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Можно назвать даже несколько недавно принятых нормативных актов, включая утвержденные Государственным комитетом СССР по народному образованию правила поступления в вузы и средние специальные учебные заведения на 1990 г., где закреплены нормы, нарушающие принцип равенства в получении образования, при которых, например, мужчины имеют преимущества перед женщинами, жители сельской местности — перед горожанами, работники отдельных отраслей народного хозяйства — перед людьми, которые не трудятся в данной сфере, и т. п.8 Некоторые нормативные акты фактически направлены на запрещение получения второй специальности, требующей высшего или среднего специального образования.9

    До недавнего времени практически ни в одном внутригосударственном акте, за исключением Основ, не было норм, которые как-то связывали бы советское законодательство с правилами международных договоров. Сейчас в связи с расширением международных контактов учебных заведений в некоторых документах предусмотрены такие нормы.10 Однако процесс согласования нельзя считать завершенным, поскольку желательна более конкретная регламентация, включающая отсылки к международным договорам.

    С учетом вышеизложенного необходима унификация самих международных стандартов, что предполагает разработку конвенции о начальном и среднем образовании, конвенции о высшем образовании, ускорение подготовки в рамках ЮНЕСКО Конвенции о профессионально-техническом образовании с тем, чтобы выработать действительно единые стандарты, которые бы легли в основу национальной политики государств.

     

    * Аспирант Киевского государственного университета. (Л) И. В. Демяненко, 1990.

    1Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291 (в дальнейшем — Пакт 1956 г.).

    2Там же. 1962. № 44. Ст. 452.

    3Там же. 1969. № 25. Ст. 219.

    4Там же. 1982. № 25. Ст. 464.

    5Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов / Составитель Г; М. Мелков. М„ 1990. С. 399—401.

    6Ведомости Верховного Совета СССР. 1985. №48. Ст. 918,

    7Учительская газета. 1990. 15 апр.

    8Правила приема в высшие учебные заведения в 1990 году. М., 1990 (см., напр.: п. 2, 2.1, 5, 13); Правила приема в средние специальные учебные заведения СССР в  1990 году. М., 1990 (см., напр.: п.  22, 23, 23.1, 23.3, 23.5, 23.7, 24, 24.4, 24.6 и др.).

    9Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР. 1961. № 3. С. 24.

    10См. напр.: Положение о среднем профессионально-техническом училище // СП СССР. Отдел первый. 1985. № 10. Ст. 41; Там же. 1987.   2. Ст. 11.

Категория: Конституционное право (КПРФ) | Добавил: Aziz001 (01.06.2011) | Автор: Демяненко И. В.
Просмотров: 964 | Теги: Демяненко И. В., Конституционное право (КПРФ), статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде