Право на образование: международные стандарты и советское законодательство.
Демяненко, И. В.
И. В. Демяненко*
Право на образование: международные стандарты и советское законодательство
Право па образование относится к числу основных прав человека. Оно закреплено не только в конституциях многих государств, в том числе в Конституции СССР (ст. 45), но и в ряде международных договоров. К таким договорам можно отнести Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13), Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования,2 Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ст. 5),3 Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ст. 10, 14) ,4 Конвенцию о правах ребенка (ст. 28, 29).5
Нормы названных договоров представляют собой международные стандарты в области образования. Их практическая значимость для СССР объясняется теми процессами демократизации, которые осуществляются в нашей стране. Уяснение международных стандартов и практическое руководство ими, особенно когда происходит реформа народного образования, являются важными условиями совершенствования советского законодательства в этой сфере.
Международными стандартами следует считать выработанные государствами и закрепленные в конвенционных актах универсальные цели и принципы образования, а также минимальные правовые возможности для индивида, которые ему обязано предоставить государство, а именно: право на начальное образование, право на элементарное образование, право на доступ к среднему образованию в различных формах, включая и профессионально-техническое, и право на доступ к высшему образованию.
Как соотносятся с названными стандартами цели, принципы и содержание права на образование, закрепленные в законодательстве Союза ССР? Установленные в Конституции СССР и в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании6 цели образования не отражают всей его демократической направленности, которая провозглашена на международно-правовом уровне. В частности, надо с полной определенностью сказать, что интересы личности в функционировании современной образовательной системы не являются приоритетными. В законах СССР не подчеркнута общепризнанная гуманистическая роль образования, как это сделано в ряде международных документов, в частности, по решению глобальных проблем современности. Не устраняет этих пробелов и новый проект Основ.7
В структуру международных стандартов помимо прочего включены также общие принципы образования. Ими являются: всесторонность образования; поступательность и системность; обязательность и бесплатность начального обучения при постепенном введении всеобщей бесплатности; открытость и доступность; равенство граждан и отсутствие дискриминации; свобода родителей или законных представителей определять вид учебного заведения и характер обучения для своих детей; свобода выбора языка обучения; свобода создания и функционирования учебных заведений независимо от государства (как светских, так и религиозных), при выполнении обязательного минимума требований, установленных государством; обеспечение во всех государственных учебных заведениях одинакового уровня образования и равных условий я отношении качества обучения.
В определенной степени им соответствуют принципы образования, которые провозглашены в Конституции СССР и Основах. В некоторых случаях советское законодательство пошло несколько дальше, например, в вопросах системности образования, его бесплатности. Вместе с тем закрепление отдельных принципов носит незавершенный характер. Это касается, к примеру, защиты от дискриминации, даже при том, что провозглашены равенство в получении образования или одинаковая доступность высшего и среднего специального образования, открытость системы образования. Некоторые принципы, закрепленные в международных документах, вообще не получили отражения в качестве таковых во внутригосударственном законодательстве. Имеются в виду свобода родителей и законных представителей определять для своих детей вид учебного заведения и характер обучения, а также свобода создания и руководства учебными заведениями независимо от государства, при соблюдении обязательных требований, им установленных. Указанные принципы были закреплены как в Пакте 1966 г., так и в некоторых других международно-правовых актах, включая недавно принятую Конвенцию о правах ребенка. Однако они не были учтены в опубликованном проекте Основ.
Международные стандарты предъявляют к государствам определенные требования, касающиеся содержания права на образование. Признается, что в каждом государстве человек должен иметь право на начальное и элементарное образование, право на доступ к среднему и высшему образованию. Такие возможности закреплены в законодательстве Союза ССР. Более того, в проекте Основ предлагается дополнить содержание права на образование правом на поступление в аспирантуру и докторантуру, а также правом на повышение квалификации и переподготовку. Это позволило бы говорить о завершении создания в стране системы образования, соответствующей концепции непрерывного образования, разработанной ЮНЕСКО.
Таково в самых общих чертах соотношение международных стандартов и законов СССР. Но ими, безусловно, не исчерпывается вся система законодательства в стране. И поэтому важен вопрос, насколько соответствуют стандартам подзаконные акты. С сожалением приходится констатировать, что, чем ниже уровень правового регулирования, тем больше подобных несоответствий.
Законодательство о среднем специальном и высшем образовании содержит наибольшее количество противоречий, нарушающих права граждан и прямо ведущих к их дискриминации по признаку пола, социального происхождения, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Можно назвать даже несколько недавно принятых нормативных актов, включая утвержденные Государственным комитетом СССР по народному образованию правила поступления в вузы и средние специальные учебные заведения на 1990 г., где закреплены нормы, нарушающие принцип равенства в получении образования, при которых, например, мужчины имеют преимущества перед женщинами, жители сельской местности — перед горожанами, работники отдельных отраслей народного хозяйства — перед людьми, которые не трудятся в данной сфере, и т. п.8 Некоторые нормативные акты фактически направлены на запрещение получения второй специальности, требующей высшего или среднего специального образования.9
До недавнего времени практически ни в одном внутригосударственном акте, за исключением Основ, не было норм, которые как-то связывали бы советское законодательство с правилами международных договоров. Сейчас в связи с расширением международных контактов учебных заведений в некоторых документах предусмотрены такие нормы.10 Однако процесс согласования нельзя считать завершенным, поскольку желательна более конкретная регламентация, включающая отсылки к международным договорам.
С учетом вышеизложенного необходима унификация самих международных стандартов, что предполагает разработку конвенции о начальном и среднем образовании, конвенции о высшем образовании, ускорение подготовки в рамках ЮНЕСКО Конвенции о профессионально-техническом образовании с тем, чтобы выработать действительно единые стандарты, которые бы легли в основу национальной политики государств.
* Аспирант Киевского государственного университета. (Л) И. В. Демяненко, 1990.
1Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291 (в дальнейшем — Пакт 1956 г.).
2Там же. 1962. № 44. Ст. 452.
3Там же. 1969. № 25. Ст. 219.
4Там же. 1982. № 25. Ст. 464.
5Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов / Составитель Г; М. Мелков. М„ 1990. С. 399—401.
6Ведомости Верховного Совета СССР. 1985. №48. Ст. 918,
7Учительская газета. 1990. 15 апр.
8Правила приема в высшие учебные заведения в 1990 году. М., 1990 (см., напр.: п. 2, 2.1, 5, 13); Правила приема в средние специальные учебные заведения СССР в 1990 году. М., 1990 (см., напр.: п. 22, 23, 23.1, 23.3, 23.5, 23.7, 24, 24.4, 24.6 и др.).
9Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР. 1961. № 3. С. 24.
10См. напр.: Положение о среднем профессионально-техническом училище // СП СССР. Отдел первый. 1985. № 10. Ст. 41; Там же. 1987. № 2. Ст. 11.