Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Конституционное право (КПРФ)

На правах рекламы



Греган С. Что такое "самоопределение народов"?

Что такое ¨самоопределение народов¨ ? /


Греган, С.
Что такое "самоопределение народов" ? /С. Греган.
//Правоведение. -1993. - № 5. - С. 123 - 126
На с. 123 : Предисловие кандидата юридических наук, 
заведующего кафедрой Санкт-Петербургского университета А.
А. Белкина.
Статья показывает, что в различных регионах мира при 
рассмотрении вопросов самоопределения народов 
правоведение и политология сталкиваются с одинаковыми 
проблемами. Обращает на себя внимание также адекватность 
некоторых наблюдений автора событиям на территории 
дезинтегрированного СССР.
Библиогр. в подстрочных примечаниях.



МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО - САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ -
ПОЛИТОЛОГИЯ - ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - СТРАНЫ МИРА 
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Материал(ы):
  • Что такое "самоопределение народов"?
    Греган, С.

    Что такое «самоопределение народов»?

    СИДНЕЙ ГРЕГАН*

    В феврале 1993 г, состоялось знакомство кафедры государственно­го права Санкт-Петербургского государственного университета с молодым ученым из Южно-Африканской Республики Сиднеем Греганом. Публикуемая ниже статья показывает, что в различных регионах мира при рассмотрении вопросов самоопределения народов правоведение и политология нередко сталкиваются с одинаковыми проблемами (ср., напр.: Журек О. Н. Самоопределение народов в международном праве // Советское го­сударство и право. 1990. № 10. С. 99—102). Но это, естественно, вызыва­ет и интерес к совпадениям или различиям в интерпретации соответствую­щих проблем. Обращает на себя внимание также адекватность некото­рых наблюдений автора событиям на территории дезинтегрированного СССР, в частности, характеристики самоопределения как процесса пере­хода от группы-меньшинства к «самостоятельной» этнической группе и указания на проблемы «внутреннего» осознания себя народом, в отличие от «внешнего» признания этого факта. И все же было бы, наверное, не­правильным полагать, что трудности самоопределения народов могут быть разрешены на основе какого-то унифицированного свода правил или одной-единственной идеологии. Национальное самоопределение—это всегда исключительно национальная проблема.

    Заведующий кафедрой С.-Петербургского

    государственного университета,

    кандидат юридических наук, доцент

    А. А. Белкин.

     

    Принцип самоопределения народов прочно утвердился в международном праве.Еще в 1914 г. Вудро Вильсон, будущий президент США, провозгласил, что «каждый народ имеет право сам выбирать ту форму суверенитета, при которой он хочет жить».2

    Популяризацией термина «самоопределение» мы в равной степени обязаны как В. Вильсону, так и большевикам, хотя приверженность В. Вильсона принципу само­определения в качестве центрального элемента поддержания мира являлась весьма реакционной как с точки зрения инициатив большевиков, так и чрезвычайных мер во­енного времени.3

    Применение этого принципа на практике представляется довольно сложным из-за отсутствия общепринятого определения таких понятий, как «народ» и «право на само­определение». Проблема состоит в том, что, хотя это право признается всеми, имеют место значительные разногласия на предмет того, кто наделен этим правом и в чем оно, собственно, состоит. Определение понятия «само», или «самостоятельность», не­сомненно, является центральной осью, вокруг которой вращаются все остальные про­блемы. Напрашивается вопрос о том, применимо ли понятие «народы» по отношению к этнической группе, существующей в рамках какого-либо государства и желающей отделиться, как это, например, имеет место в случае с африканерами или зулусами.

    Характеристика самоопределения как коллективного права народов вызывает ряд теоретических проблем из-за трудности не только определения понятия «народ»,4 но и проведения четкой грани между этим понятием и другими аналогичными понятия­ми, такими, как «меньшинства». Один из самых проблематичных аспектов самоопреде­ления — отсутствие четких критериев его применения. Если бы общее международное право признало единое определение понятия «народ», то, можно утверждать, его сле­довало бы взять из Африканской хартии.5. Постоянно действующий Международный суд в деле о греко-болгарских «общинах» дал определение группе как совокупности людей, проживающих в данной стране или местности, для которых происхождение, религия, язык и традиции являются выражением чувства солидарности, направленной на сохранение своих традиций и вероисповедания, оказание помощи друг другу и обес­печение образования и воспитания своих детей в духе и традициях своего народа.6

    Международный пакт о гражданских и политических правах (в ст. 27) провоз­глашает право о том, что лица, принадлежащие к меньшинствам, так же как и дру­гие члены, их группы, не могут быть лишены права иметь свою культуру, придерживать­ся своего вероисповедания и исполнять его обряды, пользоваться своим языком. Ван Дайк утверждает, что отличительными чертами культуры являются язык, религия, расовая принадлежность, а в более широком плане — общепринятые взгляды, обычаи и традиции. Чтобы считаться народом, люди, имеющие общность культуры, должны воспринимать себя как коллективно обладающих устойчивой отдельной принадлежно­стью; наряду с этим они, вероятно, будут также иметь преимущественно общее проис­хождение.7 В целом согласен с этим определением и Капоторти. Он добавляет, что меньшинство численно уступает другому населению государства, не имеет доминиру­ющего положения и проявляет солидарность, хотя иногда и в скрытой форме, направ­ленную на сохранение своей культуры, традиций, религии и языка.8

    Справедливо будет заметить, что этнические группы («нации», «племена», «фольки»9) действительно имеют собственную принадлежность, характер и природу. Группу можно выделить на основе объективных критериев, таких, как язык, религия, про­исхождение и традиции; наряду с этим существуют также и субъективные факторы — желание и воля существовать в качестве отдельной группы. Просто единого этнического происхождения недостаточно. Если же группа имеет свои, отличные от других язык, религию, культуру и население, то тогда уже трудно игнорировать требование признать ее и предоставить ей право на самоопределение. Требование самоопределе­ния будет еще более весомым в случае, если такая группа может существовать как отдельная община или даже как независимая нация.

    Этническая группа является общественным организмом, обладающим такими же основными правами человека, как и отдельные личности.10 Некоторые утверждают, что этнические группы прав не имеют, так как в них не существует структуры вла­сти.11 Приверженность к своей этнической группе проявляется на уровне первичных социальных структур, таких, как брак, семья, государство и церковь. Общая куль­турная приверженность к своей этнической группе включает и понятия государства и права, также являющиеся продуктами культуры. Существует тесная связь между этнической группой («фольк») и государством как политическим органом. Таким обра­зом, можно утверждать, что структура власти на самом деле существует. Этническая группа представляет собой общность людей, имеющую горизонтальный, вертикаль­ный, динамический и осевой моменты структуры.

    В некоторых отношениях «фольк» предшествует государству. Государство появ­ляется благодаря тому факту, что один или несколько «фольков» поселились на его территории. Можно утверждать, что требование самоопределения является «закон­ным» только в случае наличия отличной от других и имеющей этническую основу группы.12 Оно не предполагает, например, группы людей, объединенных только об­щими экономическими преимуществами, а в остальном полностью идентичными с другими членами общества. Такое ограничение может показаться произвольным, но имеет, тем не менее, здравый характер. Другие обязательные критерии включают не­обходимость проживания группы на четко определенной территории, способность группы к независимому существованию после отделения, а также расшатывание устоев государства из-за угнетения меньшинства.

    Таким образом, важную роль в определении «самоопределения» играют внешние факторы. Суверенитет государства в этом отношении является лишь одним из препят­ствий. Генеральная Ассамблея ООН (в резолюции 2625) ставит суверенитет государ­ства выше права какого-либо народа в этом государстве на разделение государства или отделение. Некоторые авторы не считают это важным ограничением права на самоопределение.13Есть точка зрения, что народ должен достичь определенного уров­ня угнетения, даже если он может убедительно претендовать на отличие от других в культурном, историческом и языковом отношении, а также проявлять все при­знаки жизнеспособности в качестве независимой общности.14 При таком подходе ха­рактер «самостоятельности» определяется не внутренними качествами данной группы, а предрассудками угнетающей стороны.

    Ясно, что самоопределение и суверенитет должны быть приведены в соответствие по отношению друг к другу, так как в случае, если и то, и другое рассматриваются как абсолютные права, найти решение будет невозможно. Этого можно достичь при комбинации двух принципов — позволить каждой из этих категорий действовать в своей области и признать, что ни одна из них не является абсолютным правом, стоя­щим над правами личности, которые и являются истинной целью общества.15 Тогда национальный суверенитет государства урезается, а отделение становится возможным в случае, если сохранение территориальной целостности государства не может эффек­тивно защищать и укреплять права всех граждан, в том числе членов какой-либо на­циональной общины.

    Только народ может требовать права на самоопределение. Меньшинства пользу­ются более ограниченными правами, носящими скорее оборонительный, чем наступа­тельный характер. Разница между этими двумя правами носит количественный ха­рактер: право на самоопределение подразумевает всеобъемлющие права в культур­ной, экономической и политической сферах. Права же меньшинств, наоборот, имеют более ограниченное содержание, замкнутое на конкретных элементах. Их цель — за­щитить право меньшинств на сохранение своего положения как отдельной группы вну­три данного государства, и она не подразумевает политического контроля.

    Не будет преувеличением сказать, что попытки определить понятие «самостоятельность» приводили к решениям, ставившим лишь новые вопросы. Для того чтобы группа могла считаться народом, она должна иметь общее происхождение и быть объединена общей культурой, религией, языком и традициями. Более того, она должна стремиться к самоопределению, т. е. к отдельному существованию. Есть также и дру­гие факторы, несомненно, способствующие «самостоятельности» группы, — например, проживание группы на четко определенной территории и доминирование над ней дру­гой группы, — но эти факторы, скорее, являются указанием на то, что факт само­определения должен быть признан международным правом. Таким образом, самооп­ределение представляет собой процесс перехода от группы-меньшинства к «самостоя­тельной» группе и в конечном результате обретения независимого и суверенного го­сударства. Не каждая группа-меньшинство сможет пройти этот путь до конца — либо по причине того, что она не сможет сделать свою независимость реальностью, либо, не имея предпосылок к тому, чтобы стать «самостоятельной».

    Представляется, однако, что на практике любая группа может рассматриваться как народ. Группа, требующая для себя этого права, вероятнее всего, не получит его в подарок, а будет вынуждена сама «добиться» его. Кажется, по меньшей мере, неле­пым, что какой-либо народ будет ждать, пока кто-нибудь признает, что он действи­тельно является «народом» и имеет право на самоопределение.

     

    * Преподаватель Йоханесбургского университета.

    Статья 1 (2) Устава ООН гласит, что одна из целей ООН состоит в том, чтобы «развивать дружеские взаимоотношения между нациями, базирующиеся на ува­жении принципа равноправия и самоопределения народов». Касаются этого принципа и ст. 55, 73 и 76 того же Устава, а также несколько резолюций Генеральной Ассам­блеи ООН; резолюции № 545 (VI), 637 (VII) и 2625 (XXV).

    Baker R. S., Dоdd W. E. (eds.) War and Peace: Presidential Messages Addresses and Public Papers (1917—1924). 1927. P. 17—18, 259—260. — По мысли В. Вильсона, концепция самоопределения включает три основные идеи, а именно:

    а) право народа быть свободным от иностранного управления и выбирать суверена, под властью которого он будет жить (внешнее самоопределение); б) право народа избрать свою собственную форму государственного устройства (внутреннее самоопре­деление); с) продолжительное согласие управляемого с данной формой представитель­ного демократического управления (см. также: Pomerance M. The United Na­tions and Self-Determination: Perspectives on the Wilsonian Conception // 70 AJIL. 1976. L to 27).

    См.: Mayer J. Political Origins of the New Diplomacy (1917—1918). 1959. P. 75. — В этой работе утверждалось, что первые официальные заявления военного характера с использованием термина «самоопределение» были сделаны российским Временным правительством 9 апреля 1917 г., явно под давлением Советов.

    Starke J. G. Introduction to International Law. 1989. P. 124. — «Другая трудная проблема состоит в том, чтобы определить, какие общности людей составля­ют „народ" в целях осуществления права на самоопределение».

    Crawford J. (ed). The Rights of Peoples Oxford, 1988. P. 170.

    (1920) PCIJ Ser. B. NO 17. P. 33; см. также: Umozorikc Oji Umozorike. Self-determination in Internationa! Law. 1972. P. 274.

    Van Dyke V. The Cultural Rights of Peoples // LIuman Rights Quarterly. 1980. № (2) 1.

    Capotorti F. Study of the Rights of Persons belonging to Ethnic Religion and Linguistic Minorities // United Nations Economic and Social Council, E/CN 4/Sub 2/384/ Add 57.

    9 Слово «фольк» (volk), на языке африкаанс буквально означающее народ, ис­пользуется в тексте со ссылкой на ситуацию в Южной Африке (примеч. переводчика),

    10 Stоkеr Н. G. Die aard en die rol van die Reg — 'n Wysgerige desinning // Professoral Inaugural Address Rand Afrikaans University Publication Series. A36. Johannesburg, 1970. P. 9.

    11 Du Plessis L. M. Vryheid en Gesagsverskeidenheid // De Jure. 1987.

    12 Buccheit L. C. Secession: The Legitimacy of Self-determination // New Ha­ven Yale University Press. 1978. P. 228.

    13 Van Dyke V. The Cultural Rights of Peoples; Critescu A. The Right to Self-determination // New York United Nations (1981) 41 et seq.; Booysen H. Convention on the crime of Apartheid // SAYIL. 1976 (2). P. 69.

    14 Buccheit L С Secession: The Legitimacy of Self-determination. 1978. P 222.

    15 Cobban A. National Self-determination. Chikago, 1951. P. 66 et seq.


Категория: Конституционное право (КПРФ) | Добавил: Aziz001 (01.06.2011) | Автор: Греган С.
Просмотров: 879 | Теги: Конституционное право (КПРФ), статья, Греган С.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде