Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Конституционное право (КПРФ)

На правах рекламы



Горшкова С.А. Европейская конвенция по предупреждению пыток и защита прав человека в России
Европейская конвенция по предупреждению пыток
и защита прав человека в России
· Европейская конвенция по предупреждению пыток и защита прав человека в России (С.А. Горшкова, "Журнал российского права", N 6, июнь 2003 г.)

     Конвенционный контрольный механизм                                  
     Европейское прецедентное право о предотвращении пыток               
     Норма о предотвращении пыток в российском законодательстве          
     Реформирование уголовно-исполнительной системы                      
     О недопущении проявлений жестокого обращения                        

Проблема предотвращения пыток - одна из ключевых в системе европейской защиты прав человека. Не случайно этой проблеме уделяет внимание специальное соглашение - Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания*(1) (далее - Конвенция по предупреждению пыток или Конвенция). Конвенция, участниками которой являются все страны - члены Совета Европы, была принята 26 ноября 1987 г. в г. Страсбурге и вступила в силу с 1 февраля 1989 г.
В основу действия этой Конвенции положена ст.3 другого европейского соглашения - Конвенции о защите прав человека и основных свобод: "Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию"*(2). В соответствии с этим положением определена и главная цель Конвенции по предупреждению пыток - предотвращение нарушений прав человека, определенных указанной статьей, и оказание помощи европейским государствам в усилении защиты лиц, лишенных свободы (находящихся в заключении), от жестокого обращения.
При вступлении в Совет Европы в феврале 1996 г. Россия подписала, а через два года ратифицировала Конвенцию по предупреждению пыток, которая вступила в силу для нашей страны 1 сентября 1998 г.
В настоящей статье мы рассматриваем проблему соблюдения Россией требований Конвенции и выполнение обязательств перед Советом Европы.
Конвенция обязывает Россию не допускать применения жестокого обращения или пыток при арестах и задержании лиц, при содержании их в местах лишения свободы. Под действие Конвенции подпадают и такие злободневные вопросы, как нарушения прав человека в Чеченской Республике, обращение с военнослужащими в армии и другие. Эти проблемы нуждаются в скорейшем решении в интересах утверждения правового порядка в нашем государстве.

Конвенционный контрольный механизм

В соответствии с Конвенцией учрежден Европейский Комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (далее - Комитет по предупреждению пыток или Комитет) - внесудебный механизм воздействия с целью предупреждения возможных физических или моральных злоупотреблений в отношении лиц, лишенных свободы, и эффективного надзора, контроля за обращением с такими лицами в государствах - участниках Конвенции. В состав этого органа Комитетом министров Совета Европы избираются по одному представителю от государств - участников Конвенции (из каждых трех представленных ими кандидатов) сроком на четыре года.
Комитет по предупреждению пыток наделен правом "посредством посещений изучать обращение с лицами, лишенными свободы", то есть направлять делегацию в составе членов Комитета и его экспертов в любые места заключения либо содержания под стражей, находящиеся на территории государства-участника (тюрьмы, следственные изоляторы, полицейские участки, дисциплинарные воинские подразделения, психиатрические лечебные заведения и др.), и в случае необходимости на основе установленных и представленных фактов в докладе по итогам посещения давать рекомендации заинтересованному государству "в целях усиления защиты лиц, лишенных свободы, от пыток и от бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания" (ст.1 Конвенции).
Члены Комитета и его эксперты проводят выборочную проверку мест заключения всех государств - участников договора, однако с разными интервалами посещений в зависимости от территории и населения стран, от того, как в них соблюдаются права человека. Для крупных государств, в том числе России, посещения являются ежегодными, для других стран интервалы между проверками могут составлять от двух до пяти лет.
Наряду с обычными, периодическими посещениями Комитет уполномочен с учетом конкретных обстоятельств проводить специальные посещения ("ad hoc") любых мест заключения или содержания под стражей отдельного государства, когда сочтет это необходимым (ст.8). Если при обычном посещении Комитет сообщает государству о своем намерении за две недели до начала визита, то при специальном - уведомляет государство за 24 часа до начала проверки.
В Конвенции подчеркивается важность сотрудничества между Комитетом по предупреждению пыток и национальными властями. Государства-участники обязуются предоставлять экспертам Комитета неограниченный доступ в любое место, где находятся лица, лишенные свободы. Исключения могут быть сделаны только "по соображениям, связанным с вопросами национальной обороны, общественной безопасности, или из-за серьезных беспорядков в местах содержания лиц, лишенных свободы, медицинского состояния лица или в случае проведения неотложного допроса в связи с совершением тяжелого уголовного преступления" (ст.9).
После посещения по просьбе заинтересованного государства Комитет обязан в соответствии с Конвенцией опубликовать доклад по итогам проверки и любые комментарии, которые это государство пожелает сделать. В случае, если кто-то из государств - участников соглашения отказывается исправить ситуацию, констатированную в докладе и рекомендациях Комитета по результатам посещения этой страны, Комитет может выступить по этому поводу с публичным заявлением (ст.10).
За 12 лет существования Комитет лишь три раза использовал такое право, причем один раз это было сделано в отношении ситуации в Чеченской Республике после специального посещения России делегацией Комитета 19-23 марта 2001 г.
Функции профилактического характера, выполняемые Комитетом, являются дополнением к контрольному механизму Европейского суда по правам человека в Страсбурге, призванному реагировать на свершившиеся факты и влиять на устранение выявленных нарушений.
По данным Секретариата Совета Европы на май 2003 г., Комитет осуществил в России пять специальных посещений: 26 февраля-4 марта и 20-27 апреля 2000 г., 19-23 марта 2001 г., 4-9 февраля и 24-29 мая 2002 г. (Северный Кавказ) - и пять периодических посещений: 16-30 ноября 1998 г., 30 августа-15 сентября 1999 г., 25 сентября-9 октября 2000 г. (Сибирь), 2-18 декабря 2001 г. (Дальний Восток), 24 марта - 1 апреля 2003 г. (Калининградская область).
К примеру, в ходе проверки на Дальнем Востоке делегация Комитета посетила в Хабаровском и Приморском краях места заключения, включая СИЗО, медицинские учреждения для наркоманов, колонии для женщин с малолетними детьми, гауптвахты, а также места предварительного заключения в ряде учреждений милиции. Кроме того, представители Комитета побывали в местах предварительного заключения учреждений МВД в г. Москве. Информация и рекомендации по результатам проверки были переданы соответствующим российским властям конфиденциально.

Европейское прецедентное право
о предотвращении пыток

Право о предотвращении пыток является чрезвычайно важным международным правом в области защиты прав человека. Оно носит абсолютный характер, не подлежит ограничению и не перестает действовать даже в случае исключительных обстоятельств, будь то состояние войны или ее угроза, политическая нестабильность или другое чрезвычайное положение.
Применение к человеку пытки, жестокого обращения ставит его вне закона, словно изымает из сферы, охраняемой правом. Поэтому очень важно выявлять все факты пыток и применять соответствующие предупредительные меры. Вместе с тем возникают определенные трудности для выяснения: подпадает ли серьезное нарушение государством права человека под определение "пытка" или "жестокое или унижающее достоинство обращение" в соответствии со ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Европейская Комиссия по правам человека (действовала с 1955 г. до ноября 1998 г.) и Европейский суд по правам человека (созданный в 1959 г.) накопили огромный опыт рассмотрения случаев нарушения указанной статьи, создали прецедентное право, содержащее критерии для определения степени жестокости обращения и толкования понятий "пытка", "бесчеловечное обращение" и "унижающее достоинство обращение".
Так, Европейский суд, разграничивая названные понятия, в деле "Ирландия против Великобритании" (1978 г.) указал: "Пытка: преднамеренное бесчеловечное обращение, которое вызывает серьезные и жестокие страдания. Бесчеловечное обращение и наказание: причинение сильных физических и нравственных страданий. Унижающее достоинство обращение или наказание: плохое обращение, направленное на то, чтобы вызвать у жертв чувство страха, боли и неполноценности, на то, чтобы оскорбить, унизить или сломить их физическое и моральное состояние". Суд подчеркнул, что для констатации нарушения ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод достаточно выявления минимального уровня жестокости, а под понятие "унижающее достоинство" могут подпадать действия, не просто неприятные или вызывающие неудобства, а совершенные как перед третьими лицами (то есть публично), так и в частной обстановке (в обстановке относительной секретности)*(3).
По делу "Аксой против Турции" (1996 г.), когда заявитель был арестован по подозрению в террористической деятельности, содержался две недели под стражей в полиции, где, по его словам, подвергался пыткам, а потом был освобожден (поскольку прокурор не нашел оснований для возбуждения уголовного дела), Европейский суд счел нужным заявить, что там, где человек был взят под стражу полицией в полном здравии, а в момент освобождения имел телесные повреждения, государство обязано представить правдоподобное объяснение о причинах повреждений; неисполнение этого признается Судом как нарушение права человека на защиту от пыток*(4).
Признавая потребности проведения следствия и бесспорную сложность борьбы с преступностью, в частности с терроризмом, Суд вместе с тем в решении по делу "Томази против Франции" (1992 г.) указал на то, что эти обстоятельства "не могут вести к ограничению защиты физического состояния человека"*(5).
Разбирая дело "Тайрер против Великобритании" (1978 г.), когда несовершеннолетний преступник был приговорен к порке, Суд высказал мнение, что исполнение телесного наказания в качестве приговора можно квалифицировать как нанесение ущерба достоинству и физической неприкосновенности нарушителя, поскольку с ним обходятся как с "объектом, находящимся во власти государственных органов"*(6).
При рассмотрении одного из дел, касающихся случаев телесных наказаний в школах, - "Уорвик против Великобритании" (1978 г.), когда мужчина ударил шестнадцатилетнюю девушку в присутствии другого мужчины, Европейская Комиссия по правам человека констатировала, что эти действия носят в достаточной степени унижающий характер, позволяющий считать их нарушением ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод*(7).
Хотя прецедентное право Совета Европы содержит и определения различий степени жестокости обращения, на практике и в судебной процедуре порой весьма сложно охарактеризовать совершенное нарушение прав человека, например, были ли это "пытка" или "бесчеловечное обращение".
В целом можно сказать, что европейское право содержит положения, позволяющие предотвращать нарушения прав задержанных лиц и жестокое с ними обращение. Их последовательное выполнение стало настоятельной потребностью для российской правоприменительной практики.

Норма о предотвращении пыток
в российском законодательстве

При ратификации в 1998 году Россией Конвенции по предупреждению пыток и Протоколов к ней было подчеркнуто, что в нашем законодательстве не содержится положений, препятствующих реализации норм Конвенции. В последующие годы ряд положений российского законодательства, регулирующих эту область, был приведен в соответствие с нормами и принципами Совета Европы.
Часть 2 ст.21 Конституции Российской Федерации почти полностью совпадает с формулировкой ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод: "Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам". Российское законодательство запрещает применение пыток в случае введения чрезвычайного или военного положения.
За применение насилия к лицам, незаконно лишенным свободы, предусматривается суровое наказание (ст.127 УК РФ).
Принцип добровольного согласия людей на обращение к медицинским услугам закреплен и в Законе РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (1992 г.), который устанавливает систему государственной, общественной и представительской защиты прав личности при проведении психического освидетельствования, внебольничного наблюдения и стационарного лечения*(8).
В Законе РФ "О милиции" в числе ее основных задач значится обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, защита прав и свобод человека. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах со стороны милиции допускается лишь в порядке и на основаниях, прямо предусмотренных Законом. В нем подчеркивается: "Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению" (ч. 2 ст.5 в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г.)*(9). Это является своего рода реакцией на критику экспертов Совета Европы сохранившегося положения в ст.13 этого Закона, которое предоставляет сотрудникам милиции право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения не только преступлений, но и административных правонарушений*(10).
В российское уголовно-процессуальное законодательство включены положения, запрещающие при расследовании преступлений принуждение к даче показаний путем насилия, угроз или иных незаконных мер. В частности, на это указывает ст.302 УК РФ: "Принуждение подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля к даче показаний либо эксперта к даче заключения путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий со стороны следователя или лица, проводящего дознание, наказывается лишением свободы на срок до трех лет. То же деяние, соединенное с применением насилия, издевательств или пытки, - наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет".
Российское законодательство учитывает положение Конвенции по предупреждению пыток, согласно которому к субъектам защиты от пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания относятся все лица, лишенные свободы, а также в отношении которых государством предпринимаются меры пресечения или наказания.
Статья 7 УК РФ указывает на то, что "наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства". На необходимость соблюдения этого принципа обращено внимание в УПК РФ: "При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц" (п. 4 ст.164), и "производство следственного эксперимента допускается, если не создается опасность для здоровья участвующих в нем лиц" (ст.181).
Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержит перечень прав подозреваемых и обвиняемых и мер их обеспечения (гл.2). Среди них - право получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб (ст.17), право на свидание с защитником, родственниками и иными лицами (ст.18), право на личную безопасность (ст. 19), право на переписку (ст.20), право на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение (ст.23 и 24) и др.*(11) Установлены дополнительные правовые гарантии соблюдения прав.
Принцип гуманизма положен в основу проводимой реформы уголовно-исполнительной системы и принимаемых мер по улучшению условий содержания заключенных в российских пенитенциарных учреждениях согласно рекомендациям Совета Европы.

Реформирование уголовно-исполнительной системы

После присоединения России к Конвенции по предупреждению пыток сюда на основании заявления любого лица о случае бесчеловечного обращения Европейский Комитет по предупреждению пыток может направить своих представителей.
Когда еще только рассматривалась заявка России о приеме в Совет Европы, в нашу страну была направлена группа инспекторов для выяснения готовности к вступлению в эту организацию и выполнению европейских требований в области защиты прав человека. Была дана оценка состояния российской уголовно-исполнительной системы, ее управления и представлены отрицательные отзывы на условия содержания заключенных в некоторых учреждениях: тюрьмах, местах предварительного содержания, исправительных колониях. Особое внимание было обращено на ненормальные условия содержания в следственных изоляторах, где задержанные проводят месяцы и даже годы (переполненность, недостаточное питание, отсутствие необходимых лекарств, высокий уровень опасных заболеваний и др.). По мнению инспекторов, отношение к лицам, находящимся в ряде учреждений уголовно-исполнительной системы, является бесчеловечным обращением или, по крайней мере, обращением, унижающим человеческое достоинство.
В Заключении по заявке России на вступление в Совет Европы от 25 января 1996 г. N 193 (1996) Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) выдвинула требование улучшить условия содержания заключенных в соответствии с Рекомендацией А(87)3 о единых европейских пенитенциарных правилах, в частности*(12), безотлагательно улучшить "по сути нечеловеческие условия содержания во многих следственных изоляторах"*(13).
Участие нашей страны в работе Совета Европы и взятые обязательства, в том числе и по реформе уголовно-исполнительной системы, заставили российские государственные органы принять меры по изменению положения и созданию условий для обеспечения элементарных прав лиц, находящихся в местах лишения свободы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации"*(14) и с рекомендациями Комитета министров Совета Европы о применении единых европейских пенитенциарных правил определена концепция реформы уголовно-исполнительной системы.
Реформа должна пройти ряд этапов и завершиться к 2006 году при условии, что она получит соответственное финансирование как из бюджета, так и из специально созданных фондов.
Первый ее этап завершился к концу 1998 г.: уголовно-исполнительная система была передана из Министерства внутренних дел (в ведении которого находились одновременно и поиск преступников, и их охрана) в ведение Министерства юстиции Российской Федерации*(15). Причем этот процесс произошел с сохранением сложившейся федеральной структуры управления, кадрового потенциала, без изменения статуса работников данной системы как федеральных государственных служащих.
В принятой 29 августа 2001 г. Правительством России федеральной целевой программе "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы" предполагается улучшить условия содержания заключенных, устранить излишнюю "перенаселенность" учреждений пенитенциарной системы, прежде всего за счет строительства новых исправительных учреждений и реконструкции старых*(16). Для этого необходимо: отделить содержание опасных преступников, рецидивистов от лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести; отделить содержание заключенных, страдающих какими-либо заболеваниями, от здоровых; ввести систему профобразования для заключенных; упростить их отношения с членами семей; создать условия для деятельности в тюрьмах священнослужителей и др.
Продолжается работа по правовому обеспечению проведения названной реформы. Безусловно, для последовательного проведения реформы уголовно-исполнительной системы важно разработать и принять посвященный этому отдельный закон.
В сложившихся условиях к осуществлению действенного контроля за состоянием уголовно-исправительных учреждений страны следует больше привлекать общественные объединения, в том числе неправительственные правозащитные организации.

О недопущении проявлений жестокого обращения

Ситуация в пенитенциарных учреждениях остается сложной. Условия содержания в них заключенных по-прежнему не соответствуют требованиям стандартов Совета Европы. Решить в короткие сроки проблему перенаселенности тюрем, следственных изоляторов, колоний путем строительства новых зданий и сооружений в сегодняшних экономических условиях довольно трудно.
По данным Министерства юстиции Российской Федерации на начало 2003 г., в стране в учреждениях пенитенциарной системы содержалось свыше 877 тыс. человек, из них 145 тыс. - в следственных изоляторах*(17).
Поэтому злободневным остается вопрос о снижении численности заключенных. Оно достигается такими средствами, как: объявление амнистии, расширение оснований и порядка применения различных видов досрочного освобождения от отбывания наказания (например, условно-досрочное освобождение, замена наказания в виде лишения свободы более мягким, досрочное освобождение женщин, имеющих малолетних детей, и др.); ограничение сферы применения меры пресечения (арест и содержание под стражей); распространение освобождения от предварительного заключения в период следствия (подписка о невыезде, залог, поручительство и др.); сокращение срока расследования уголовных дел, а также соблюдение европейских норм, касающихся ареста и задержания лиц по подозрению в правонарушениях.
Несколько снизилась численность лиц, находящихся в местах заключения, благодаря реализации принятых Государственной Думой постановлений об амнистии. За время всей своей работы Государственная Дума приняла 12 постановлений об амнистии. В их числе амнистии в связи с 50- и 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Так, амнистия в ноябре 2001 г. осуществлена в отношении осужденных несовершеннолетних и женщин и направлена на защиту их прав, скорейшую ресоциализацию граждан, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте. Одна из главных причин амнистии - тяжелое положение заключенных в местах лишения свободы, угроза заражения их смертельно опасными заболеваниями. Амнистия касается лиц, не совершивших особо опасных преступлений*(18).
Ограничению численности людей, находящихся в местах предварительного заключения, способствует УПК РФ, который расширил перечень мер пресечения: залог, поручительство, домашний арест и другие. Такие меры пресечения должны применяться во время следствия в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести.
Правоприменительная практика в России свидетельствует, что особенно много нарушений прав человека, в том числе случаев пыток и жестокого обращения по отношению к задержанным, встречается в ходе проведения следствия, во время арестов и допросов. В течение 2001 года подтвердилась каждая четвертая из 293 тыс. жалоб, поступивших в прокуратуру, на действия и решения следователей и дознавателей органов внутренних дел. Почти две тысячи работников Следственного комитета МВД и его подразделений на местах были привлечены к дисциплинарной, а 200 - к уголовной ответственности*(19).
Улучшение положения задержанных связано также с сокращением сроков содержания под стражей в период расследования уголовных дел и судебного разбирательства.
УПК РФ ввел с учетом европейских правовых норм в российское законодательство правовое регулирование таких процедур, как порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Тем самым были созданы определенные правовые предпосылки для предотвращения противоправных действий в отношении лиц, находящихся под следствием.
Помимо пенитенциарных учреждений наибольшее число случаев жестокого обращения встречалось в районах военных конфликтов, а также в армии, не задействованной в боевых операциях.
Жестокое обращение с военнопленными и задержанными и применение пыток проявилось в ходе контртеррористической операции федеральных войск на Северном Кавказе в 1999-2002 гг. Ее проведение было необходимо, однако она поставила вопрос: насколько правомерным является применение Вооруженных Сил, поскольку их использование на территории страны возможно лишь в условиях чрезвычайного или военного положения. Как известно, в этом случае ни чрезвычайное, ни военное положение не объявлялось.
В ходе этой операции, фактически переросшей в полномасштабную войну, сильно пострадало и гражданское население Чеченской Республики. Военный конфликт породил различные правонарушения, незаконные ограничения и массовые нарушения конституционных прав и свобод граждан, значительные жертвы среди гражданского населения. Достоянием общественности стали случаи грубого обращения и пыток в ходе военных действий, особенно в так называемых фильтрационных пунктах*(20). Проявления жестокости и нарушения элементарных норм международного гуманитарного права совершались чеченскими боевиками в ходе конфликта (террористические акты, использование мирных жителей в качестве "живого щита", организация взрывов зданий, дорог, школ и др.).
ПАСЕ считает, что Россия в ходе контртеррористической операции в Чечне нарушила важнейшие обязательства по Конвенции о защите прав человека и нормы международного гуманитарного права.
Эта оценка также основана на результатах специального посещения Чечни Комитетом по предупреждению пыток в марте 2001 г. Комитет счел, что положение задержанных в местах предварительного заключения, в частности в Чернокозово, подпадает под определение жестокого обращения, а представленные им рекомендации по результатам предыдущих посещений российскими властями не были выполнены. В связи с этим Комитет выступил с публичным заявлением о положении в Чеченской Республике*(21).
Несмотря на то, что в Чечне восстановлена судебная система и ведутся расследования случаев нарушения прав человека, в том числе случаев исчезновения людей в результате проведения "зачисток", по мнению представителей ПАСЕ, ситуация с правами человека в этой республике пока в значительной степени не улучшилась. Российским властям не удалось провести убедительные расследования большинства сообщений о серьезных нарушениях прав человека. Эти оценки содержатся в Резолюции ПАСЕ 1315 (2003) "Оценка перспектив политического урегулирования конфликта в Чеченской Республике", принятой 29 января 2003 г. В ней указывалось: "Ассамблея продолжает испытывать озабоченность по поводу многочисленных убийств политически активных граждан, непрекращающихся случаев исчезновения людей и неэффективности их расследования властями, а также многочисленных обвинений в применении жестокости и насилия в отношении гражданского населения Республики и признаков, указывающих на это. Российские власти, как представляется, не способны прекратить серьезные нарушения прав человека в Чечне"*(22).
На то, что принимаемые меры по защите прав человека в Чечне явно недостаточны, обращалось внимание и в Послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию (2002 г.), в котором, в частности, отмечалось, что "нельзя поражать в правах целый народ"*(23).
В соответствии с международными нормами в области прав человека в обязанность государства входит и защита жизни и неприкосновенности личности в армии, недопущение случаев жестокого обращения с военнослужащими. С начала 90-х гг. предпринимались меры по улучшению правового положения военнослужащих в армии, однако это не устранило рост числа совершаемых в отношении них правонарушений.
В январе 1994 г. вопрос о нарушениях прав человека в российских Вооруженных Силах обсуждался в Европарламенте и на сессии ПАСЕ, где были высказаны критические оценки в адрес России*(24). Аналогичные претензии прозвучали и при приеме нашей страны в Совет Европы. При вступлении в эту организацию Россия обязалась "...сократить и, в конечном счете, исключить случаи жестокого обращения, а также гибели людей в вооруженных силах, не задействованных в вооруженных конфликтах"*(25). Однако эти обязательства не выполняются: в армии нарушаются права военнослужащих, гибнут молодые люди, находящиеся на действительной военной службе.
В 1998 году было обновлено законодательство, определяющее правовое положение военнослужащих*(26), введено обязательное государственное страхование их жизни и здоровья*(27). Федеральный закон "О статусе военнослужащих" гарантирует защиту военнослужащих от оскорбления, насилия или угрозы его применения, посягательства на жизнь, здоровье, честь и достоинство (ст.5)*(28).
Одной из особенностей в системе наказаний в российской армии долгое время был арест с содержанием на гауптвахте в качестве меры дисциплинарного взыскания, налагаемой во внесудебном порядке по приказу командира на подчиненных ему военнослужащих. Заключение под стражу до 20 суток военнослужащих без суда являлось нарушением норм международного права. Европейский Комитет по предупреждению пыток при направлении своей делегации для проверок в России предусматривает посещение гауптвахт с целью оценки положения лиц, находящихся на них под арестом.
Право командира по своему усмотрению наложить арест с содержанием на гауптвахте на подчиненных ему военнослужащих было отменено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июня 2002 г. о внесении изменений в Дисциплинарный устав, а также в Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации*(29). Начиная с 5 июля 2002 г., командиры всех степеней лишены права сажать на гауптвахту своих подчиненных. Это могут сделать судьи, а также следователи и прокуроры.
Улучшению положения военнослужащих должна способствовать военная реформа, для проведения которой в российском парламенте разрабатывается необходимая законодательная база с учетом требований Конституции РФ и норм международного права.

* * *

Следует признать, что соблюдению требований Конвенции по предупреждению пыток в нашей стране еще не уделяется достаточно внимания. В последние годы проведена значительная работа по приведению российского законодательства в соответствие со стандартами Совета Европы и требованиями Конвенции, но в правоприменительной практике выполнение международных норм осуществляется слишком медленно. Особенно это касается уголовно-исполнительной системы, где в ходе реформирования сделаны только первые шаги по улучшению состояния ее учреждений.
Пока еще слабо действует механизм рассмотрения заявлений о пытках и жестоком обращении с подозреваемыми и лицами, находящимися под стражей. В российском законодательстве отсутствуют четкие определения понятий "пытка", "бесчеловечное обращение и наказание", "унижающее достоинство обращение или наказание". Необходимо дальнейшее урегулирование порядка задержания и доставления в милицию лиц, которые подозреваются в совершении преступных действий. Право на безопасность личности должно быть гарантировано не только при задержании и аресте, но также и при проведении различных следственных экспериментов.
Не реализуется в достаточной мере на практике правовая защита военнослужащих, особенно это касается вопросов охраны их жизни и здоровья, предотвращения случаев жестокого обращения.
Нерешенным в законодательном плане является вопрос об отмене смертной казни (ратификация Протокола N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Государству предстоит еще многое сделать, чтобы в соответствии с международными правовыми нормами по предупреждению пыток и бесчеловечного обращения российские граждане получили надежную защиту от жестокого обращения и реально ощутили конституционные гарантии своей безопасности.

С.А. Горшкова,
кандидат юридических наук (Москва)

"Журнал российского права", N 6, июнь 2003 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) См.: СЗ РФ. 1998. N 36. Ст.4465.
*(2) СЗ РФ. 2001. N 2. Ст.163.
*(3) См.: European Court of Human Rights: Judgments and decisions. Strasbourg, 18 January 1978 (Ireland/UK). Series A. No. 25. Р.66-67. Рara. 167.
*(4) См.: Европейский Суд по правам человека. Избранные решения: В 2 т. Т.2. / Отв. ред. В.А. Туманов. М., 2000. С.346.
*(5) Там же. Т.1. С.763.
*(6) См.: European Court of Human Rights: Judgments and decisions. Strasbourg, 25 April 1978 (Tyrer/UK). Series A. No. 26. Р.16. Para. 33.
*(7) См.: Гомьен Д. Путеводитель по Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Совет Европы, 1994. С.16.
*(8) См.: Ведомости РФ. 1992. N 33. Ст.1913.
*(9) См.: СЗ РФ. 1999. N 14. Ст.1666.
*(10) См.: Закон РФ "О милиции" // Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел. Т.1. М., 2001. С.128.
*(11) См.: СЗ РФ. 1995. N 29. Ст.2759.
*(12) См.: Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М.: Спарк, 1998. С.209-263.
*(13) См.: Горшкова С. А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. М., 2001. С.311.
*(14) См.: СЗ РФ. 1997. N 41. Ст.4683.
*(15) См.: Указ Президента РФ "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст.3841.
*(16) СЗ РФ. 2001. N 38. Ст.3743.
*(17) См.: Российская газета. 2003. 12 марта.
*(18) См.: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 30 ноября 2001 г. "Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин" // СЗ РФ. 2001. N 50. Ст.4694.
*(19) См.: Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Президенту России и Федеральному Собранию // Российская газета. 2002. 30 апр.
*(20) См.: Защита прав человека. Сборник документов. 1998-2000. М.: Юридическая литература, 2001. С.186-190.
*(21) European Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment (CPT). Public statement concerning the Chechen Republic of the Russian Federation. 10 July 2001. http://www.cpt.coe.int
*(22) Resolution 1315(2003). Evaluation of the prospects of a political solution to the conflict in the Chechen Republic. Text adopted by the Parliamentary Assembly on 29 January 2003. http://assembly.coe.int/
*(23) См.: Российская газета. 2002. 19 апр.
*(24) Доклад о соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации за 1993 год // Права человека в России - международное измерение. М.: Права человека, 1995. С.218-219.
*(25) Заключение N 193 (1996) по заявке России на вступление в Совет Европы // Горшкова С. А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. М., 2001. С.314.
*(26) См.: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст.1475.
*(27) См.: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст.1474.
*(28) См.: СЗ РФ. 1998. N 22. Ст.2331.
*(29) См.: Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 2002 г. N 671 "О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 27. Ст. 2676.
Категория: Конституционное право (КПРФ) | Добавил: Aziz001 (01.06.2011) | Автор: Горшкова С.А.
Просмотров: 1372 | Теги: Конституционное право (КПРФ), статья, Горшкова С.А.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде