Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Конституционное право (КПРФ)

На правах рекламы



Гасанов К. К. Абсолютные права человека и ограничения прав

Абсолютные права человека и ограничения прав /


Гасанов, К. К., Стремоухов, А. В.,д-р юрид. наук, 
проф.
Абсолютные права человека и ограничения прав /К. 
К. Гасанов, А. В. Стремоухов.
//Правоведение. -2004. - № 1 (252). - С. 164 - 
173

СОДЕРЖ.: Правовые особенности основных абсолютных прав 
-- Понятие и признаки конституционных ограничений.
Библиогр. в подстрочных примечаниях.



АБСОЛЮТНЫЕ ПРАВА - КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО - 
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА - ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ - 
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - ПРАВОВОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ - 
СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - 
ТЕОРИЯ ПРАВА
Материал(ы):
  • Абсолютные права человека и ограничения прав.
    Гасанов, К. К., Стремоухов, А. В.

    Абсолютные права человека и ограничения прав

    К. К. Гасанов,* А. В. Стремоухов**

    В русской юридической литературе еще в начале XX в., когда совсем редко употреблялось понятие «основные права»,[1] уже использовалась кон­струкция «абсолютные права»,[2] или, как у Н. М. Коркунова, — «права против всех и каждого».[3]

    После Второй мировой войны, когда утвердилось понятие «основные права», наряду с ним в юридической науке все чаще стали употреблять и термин «абсолютные права».[4] Поскольку один полюс основных прав чело­века получил название «абсолютные права», то другой полюс этих прав стал называться «относительные права». Теперь такое деление стало обще­принятым.[5] Так, И. А. Ледях пишет, что еще задолго до Второй мировой войны характерным стало разделение прав и свобод на две категории. К пер­вой относились абсолютные, или вечные, неизменные, надгосударствен-ные права. Их содержание не зависит от воли законодателя. К числу таких «классических» прав всегда относили свободу совести, личные свободы, неприкосновенность жилища, частную собственность. Вторую категорию составляли все остальные права, затрагивающие область отношений госу­дарства и личности, личности и общества, граждан между собой.[6]

    Что же понимается под основными «абсолютными» и основными «относительными» правами?

    Правовые особенности основных абсолютных прав. Еще в конце XIX в. русский государствовед Н. М. Коркунов писал, что для сторонников суще­ствования абсолютного права абсолютные права человека — это прирож­денные права, не зависимые от государства, существующие помимо него, безусловные и неизменные, а потому и неприкосновенные для власти.[7] Та­кое определение абсолютному праву Н. М. Коркунов давал с позиции его значения для самого человека.

    Определение с позиции значения абсолютных прав человека для го­сударства, в начале XX в. сформулировал П. Г. Виноградов. Абсолютные права — это права, «с которыми должно сообразовываться всякое нор­мальное устроенное государство».[8] К их числу он относил права человека на жизнь, личную свободу и собственность.

    Авторы современных юридических словарей, исходя из позитивист­ского правопонимания, считают, что абсолютные права — это такие субъек­тивные права, носителям которых противостоит неопределенное число обязанных лиц. Обязанность, оответствующая абсолютным правам, всегда состоит в воздержании от совершения действий, ущемляющих абсолют­ные права. Так как нарушителем абсолютных прав может оказаться любое лицо, закон защищает абсолютные права против всех и каждого, т. е. про­тив неопределенного круга лиц.[9] Эту позицию поддерживает и Н. И. Матузов, который считает, что основному естественному праву корреспон­дирует обязанность всякого, кто приходит в столкновение по поводу пользования соответствующим благом с носителем данного права.[10] Огра­ничение или временное их приостановление не допускается в демократи­ческом правовом государстве ни при каких обстоятельствах.

    Существенный нюанс абсолютных прав отмечает Д. Н. Бахрах: абсо­лютные права осуществляются действиями тех, кому принадлежат, а все другие субъекты прав обязаны не препятствовать или даже содействовать этому.[11]

    Такая же по существу трактовка абсолютных прав существует и в кон­ституционном праве зарубежных стран. В частности, по конституции Японии, абсолютные права человека — это такие основные права и свободы, присущие человеку от рождения, которые не могут нарушаться даже путем издания Парламентом соответствующего закона.[12]

    Все остальные основные права человека, кроме абсолютных, стали называться относительными. Основные относительные права — это права, носителям которых противостоят определенные обязанные лица (лицо), т. е. права, принадлежащие лицу по отношению к другому обязанному лицу (лицам).[13] Иными словами, относительными можно назвать права, реализуемые через правоприменение. Чтобы такое право осуществилось, необходим индивидуальный акт применения права, конкретизирующий, признающий или предоставляющий его. А субъект власти — правоприме­нитель — либо жестко связан законом и фактическими обстоятельствами, либо обладает определенной свободой усмотрения.[14] Относительные права могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или военного положения и в других слу­чаях, установленных законом.

    Исследуя классификацию прав человека, С. В. Бахин несколько по-другому называет, по сути, те же самые группы основных прав, подразде­ляя их на права, которые могут быть ограничены, и не подлежащие никаким ограничениям, т. е. абсолютные права.[15]

    Довольно уязвимое с точки зрения конституционного права деление основных прав человека проводит С. С. Алексеев. В одной из работ он пишет о существовании двух групп основных прав, между которыми усматрива­ется качественное различие: первая — абсолютные и неприкосновенные права человека и вторая — «социальные права, которые по самой своей природе не могут быть абсолютными».[16]

    К первой группе он относит права, олицетворяющие достоинство и сво­боду «каждого от рождения» и противостоящие насилию и тирании — право на жизнь, на личную неприкосновенность, свободу совести, мысли, твор­чества, ряд других, аналогичных. Ко второй группе, по мнению С. С. Алек­сеева, относятся «права» иного разряда, тоже весьма важные для людей, но все же другого предназначения — право на социальное обеспечение, жилье, достойную медицинскую помощь и т. д. Это социальные права, которые по самой своей природе не могут быть абсолютными; они неотъемлемы от обязанностей гражданина и зависят от экономического положения страны, деятельности соответствующих государственных органов и выражают в основном цели, идеалы, намерения, к которым реально, а чаще деклара­тивно, стремится общество.[17]

    Представляется, что разделение основных прав на абсолютные и эко­номические не вполне корректно. Термины «абсолютный» и «экономиче­ский» относятся к совершенно различным понятийным рядам и потому не содержат в себе единого основания деления основных прав на классы. Очевидно, что термин «абсолютные права» означает, что они неотъемлемы, неотчуждаемы и присущи человеку имманентно. Также очевидно и то, что термин «экономические права» ничего, что может соответствовать или соотноситься с термином «абсолютные» и неотчуждаемые, не содержит. Термин «абсолютное», скорее, может соотноситься с термином «относи­тельное».

    И, во-вторых, утверждение о том, что социальные права «не могут быть абсолютными» противоречит ст. 56 Конституции РФ, в соответствии с которой такое социальное право, как право на жилище (ч. 1 ст. 40), не подлежит ограничению. Следовательно, сами экономические права как основные тоже необходимо подразделять на абсолютные и относительные.

    Таким образом, если критерием деления основных прав считать сте­пень ограничения (отчуждаемости), то нужно признать, что все они де­лятся на абсолютные права (права, которые не подлежат ограничению) и относительные права (права, которые могут быть ограничены).

    Учитывая огромную важность абсолютных прав для человека, боль­шинство из них государство закрепляет в Конституции РФ. В соответ­ствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не подлежат не только отчуждаемости, но и даже ограничениям такие основные права и свободы, как право на жизнь (ст. 20), право на охрану достоинства личности (ст. 21), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), свободу совести и вероисповедания (ст. 28), право на свободное использование своих способностей и имуще­ства для предпринимательской и иной, не запрещенной законом эконо­мической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на жилище (ч. 1 ст. 40). Также не допускается сбор, хранение, использование и распространение инфор­мации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24).

    Кроме того, не подлежат ограничению права, связанные с отправле­нием правосудия и оказанием правовой помощи: право каждого на судеб­ную защиту (ч. 1 ст. 46), право каждого на международную защиту своих прав и свобод, если все внутригосударственные средства правовой защиты исчерпаны (ч. 3 ст. 46), право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом (ст. 47), право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), право каждого считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49), право не быть осужденным повторно за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50), право на пересмотр приговора вышестоящим судом, на помилование или смягчение наказания (ч. 3 ст. 50), право не свидетельствовать против себя и близких родственников (ч. 1 ст. 51), право на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52), право на возмещение госу­дарством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездей­ствием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), право на необратимость силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст. 54).

    Абсолютное право отличается, кроме того, тем, что предоставляет своему субъекту монопольную возможность действовать в своих интере­сах. Абсолютные права характеризуются наибольшей степенью свободы управомоченного. Реализация таких прав обеспечивается установленной законом обязанностью всех других лиц воздерживаться от каких бы то ни было действий, препятствующих свободному осуществлению этих прав.[18]

    Все вышеизложенное дает возможность разделить все основные права по степени отчуждаемости на два класса: абсолютные права и относительные права, а также выделить признаки абсолютных прав. К числу последних можно отнести следующие: неотчуждаемость, неприостанавливаемость и неограничиваемость; монопольная возможность человека действовать в своих, признаваемых законом интересах;[19] абсолютные права принадлежат человеку от рождения[20]  и им корреспондирует обязанность неопределенного числа лиц воздерживаться от действий, ущемляющих абсолютные права.[21]

    В науке конституционного права, однако, существуют и другие кон­цепции основных абсолютных прав человека.

    Так, Л. Д. Воеводин, имея в виду основные конституционные права, считает в равной мере ошибочным приписывать конституционным пра­вам граждан свойства как относительных, так и абсолютных прав. Кон­ституционные права сходны и с первыми и со вторыми, но это сходство не имеет глубоких корней, и потому они не могут быть приравнены по своему характеру ни к тем, ни к другим.[22] Теорию абсолютных субъективных прав[23]ученый считал ошибочной потому, что присущие, например, праву соб­ственности как абсолютному субъективному праву особенности перено­сятся на конституционные права. Они рассматриваются как абсолютные субъективные права, т. е. права, носителям которых в качестве обязанных субъектов противостоит неопределенное число лиц, каждое из которых должно воздерживаться от какого-либо вмешательства в их осуществле­ние. Причину «ошибочности» концепции абсолютных прав Л. Д. Воеводин видел в том, что одни авторы рассматривают эти права в рамках особых общерегулятивных правоотношений, в которых носителю конституцион­ного права в качестве обязанного субъекта противостоит неопределенное число лиц,[24] а другие же, справедливо указывая на уязвимые стороны пер­вой точки зрения и стремясь избежать их, предлагают рассматривать кон­ституционные права вне правоотношений.[25]

    Применительно к конституционным правам неудовлетворительность этих концепций, считают противники абсолютных прав человека, состоит в том, что ее последователи не рассматривают указанные права в рамках отношений «государство — человек», и обе они отрывают их от гарантий. Ведь для обладания правом собственности вполне достаточно пассивной обязанности всех других лиц не вмешиваться в возможность владеть, пользоваться и распоряжаться вещью. Конституционные же права могут быть подлинными правами, а не благими пожеланиями и декларациями только в том случае, если они подкрепляются постоянной и активной дея­тельностью государства.

    Конституционным правам человека корреспондируют соответствую­щие обязанности государства.[26] Они выражаются в гарантиях, т. е. в усло­виях и средствах, с помощью которых государство обеспечивает гражданам возможность пользоваться указанными правами.

    Такой же позиции, не признающей концепцию абсолютных прав, придерживаются В. Е. Гулиев и Ф. М. Рудинский. Они пишут: «Общеиз­вестно, что деление субъективных прав на абсолютные и относительные — цивилистическая классификация, построенная по кругу обязанных лиц. На наш взгляд, эта классификация не может распространяться на основ­ные права и свободы граждан, существующие в рамках отношений типа "гражданин — государство", где носителю субъективного права коррес­пондирует не множество лиц, не одно лицо, с которым имеется индивиду­ально-определенная связь, а все государство в целом».[27]

    Все эти утверждения органичны для своего времени и объясняются господствовавшими в то время взглядами на роль государства в установле­нии и обеспечении прав человека. Однако и в наше время встречаются формулировки буквально следующие: «Нет абсолютной свободы и абсо­лютных прав».[28] Скорее всего, они имеют своим источником зарубежное законодательство и конституционно-правовую доктрину. Так, в австрийском правовом обиходе даже основные права, сформулированные как не допу­скающие ограничений, в действительности не застрахованы от них. С одной стороны, они ограничиваются обязанностью уважать другие конституци­онно защищаемые ценности, а также, и это главное, самим правопорядком. Конституционный суд Австрии по поводу свободы творчества, которая гарантируется без всяких «оговорок о законе», неоднократно высказывался

    в том смысле, что деятель искусства в своем творчестве связан общим законодательством, общими правилами поведения, но вместе с тем содер­жащиеся в них запреты и ограничения не могут считаться ограничениями свободы творчества. В то же время, по мнению суда, недопустимо издание законов, специально направленных на сужение этой свободы.[29]

    Однако проблема состоит в том, что неотчуждаемость основных прав человека как таковая осуществляется через столкновение индивидуальных и публичных интересов, несовпадающих прав и интересов различных индивидов.[30] Выход из этой дилеммы может быть найден путем проведе­ния тонкого дифференцированного разграничения между сферой защиты основных прав и их ограничениями.[31]

    Найти компромисс между неотчуждаемостью основных прав и их огра­ничением можно только на конституционном уровне. Эта задача достаточно четко разрешена Конституцией РФ через определение целей ограничения прав и обстоятельств, являющихся основанием таких ограничений.

    Понятие и признаки конституционных ограничений. Наличие основ­ных относительных прав и свобод говорит о том, что права человека не следует трактовать как набор дозволений и неограниченного волюнтаризма в поведении.[32] Напротив, каждое право и каждая свобода имеют четко регла­ментированные рамки; каждой из свобод соответствует обязанность, выраженная, например, в форме соблюдения «общего интереса», непосягатель­ства на права других лиц, уважения нравов, недопущения произвольных, а тем более насильственных действий, затрагивающих интересы других граждан, независимо от того, в каком качестве они выступают.[33] Содержа­ние ограничений определено ст. 55, 56 Конституции РФ. Так, ч. 3 ст. 55 гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо...», а ч. 3 ст. 56 называет те права, которые не могут быть ограничены. К примеру, нельзя лишить человека права на достоинство, на свободу мысли и вероис­поведания, на благоприятную окружающую среду. Нельзя, не опираясь на закон, произвольно изымать у человека и иные основные права и свободы.[34]

    Обязанность государства и человека не посягать на права и свободу граждан и других лиц принято считать ограничением прав. Правомерное ограничение прав человека государством имеет цель поставить преграды на пути произвольному обращению с правами других субъектов.

    Институт ограничения прав является межотраслевым, включающим нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права. Он регулирует отношения власти и подчинения, а поэтому для него характерен субординационный, или им­перативный, метод правового регулирования.[35] Ограничение основных прав осуществляется как путем прямых запретов использования некоторых из них, так и посредством исключения того или иного правомочия из со­держания конкретного права, а равно путем установления специального порядка реализации такого права.

    Учеными-историками доказано, что уже при первобытно-общинном строе сложилась своеобразная система социального регулирования, ориен­тированная прежде всего на ограничения. Нормы поведения, в особенности нормы-табу, определялись необходимостью регулировать биологические инстинкты.[36] Впоследствии при возникновении права в обществе (и осо­бенно в его господствующей части) возникла потребность в том, чтобы «возвести существующее положение в закон, и те его ограничения, которые даны обычаем и традицией, фиксировать как законные ограничения».[37]

    Ограничения играют огромную роль в обретении личностью подлинной свободы. «Ограничивая свободу каждого известными пределами, закон обеспечивает ему зато беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, т.е. гарантирует ему свободу внутри этих пределов. Свобода каж­дого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, закон содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, осно­ванный на свободе».[38]

    Это свойство свободы было учтено еще разработчиками французской Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. В ст. 4 Декла­рации записано: «Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого чело­века ограничено (выделено нами. — Авт.) лишь теми границами, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами».[39]

    После Второй мировой войны право на ограничение прав было про­возглашено Всеобщей декларацией прав человека (ст. 29),[40] а впервые было реализовано в международно-правовом договорном документе регио­нального уровня. Это была Европейская конвенция защиты прав человека и основных свобод, подписанная 15 членами Комитета министров Совета Европы в Риме 4 ноября 1950 г. В документах же глобального масштаба ограничения прав человека юридически были закреплены лишь 19 декабря 1966 г. в Международных пактах о правах — Пакте об экономических, социальных и культурных правах и Пакте о гражданских и политических правах.[41]

    Статья 4 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с настоящим Пактом, это государство может устанавливать... ограничения прав, которые определя­ются законом...».[42]

    Универсальным международным Пактам вполне соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, которая закрепляет положение о том, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом».

    В литературе нет единого толкования понятия «ограничение прав».[43] Наряду с ним употребляется термин — «пределы прав».[44] Нет его и в меж­дународно-правовых документах, отражающих это явление. Так, к примеру, во Всеобщей декларации (п. 2 ст. 29), Пакте об экономических, соци­альных и культурных правах (ст. 4), Документе Копенгагенского совеща­ния Конференции по человеческому измерению СБСЕ (принят 29 июня 1990, ст. 24) используется термин «ограничения», в Пакте о гражданских и политических правах (ст. 4) — термин «отступление государств от своих обязательств»; в Американской конвенции о правах человека от 22 ноября 1969 г.[45] (ст. 27) — термин «приостановление гарантий», а в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.[46] используются на равных два понятия — «ограничение» (ст. 8—11, 18) и «от­ступление от своих обязательств» (ст. 15).

    Термин «ограничить» в словарях русского языка означает «стеснить определенными условиями, поставить в какие-то рамки, границы»,[47] ли­митировать, свести к чему-то (возможности, сферу деятельности и т. п.), сузить (возможности, права и т. п.), ущемить, поставить в рамки, поста­вить предел чему-либо.[48]

    Термин «правовые ограничения» является специальным и конкрет­ным по отношению к общеязыковому понятию «ограничение». Правовые ограничения — это «установленные в праве границы, в пределах которых субъекты должны действовать; это есть сдерживание неправомерного по­ведения, создающее условия для удовлетворения интересов контрагента (в широком смысле слова) и общественных интересов в охране и защите».[49]

    Правовые ограничения характеризуют следующие признаки:

    1)      неблагоприятные условия (угроза или лишение определенных
    ценностей) для осуществления собственных интересов субъектов, направленные на их сдерживание и одновременно — на удовлетворение общественных интересов в охране и защите;

    2)      негативный характер, т. е. использование преимущественно при­нудительных, силовых средств;

    3)      уменьшение объема возможностей, свободы, а значит, и прав че­ловека, что осуществляется с помощью обязанностей, запретов, мер за­щиты, наказаний и т. п., сводящих разнообразие в поведении субъекта до определенного «предельного» состояния;

    4)      направленность на охрану общественных отношений, индивиду­альной и коллективной свободы.

     

    *Кандидат юрид. наук, доцент Московского университета МВД России.


Категория: Конституционное право (КПРФ) | Добавил: Aziz001 (01.06.2011) | Автор: Гасанов К. К.
Просмотров: 2701 | Теги: Гасанов К. К., Конституционное право (КПРФ), статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде