Опыт научного построения системы категорий конституционного (государственного) права.
Бойцов, В. В., Бойцова, Л. В.
Опыт научного построения системы категорий конституционного (государственного) права (Рец. На кн.: Автономов А. С. Правовая онтология: к построению системы категорий. М., 1999. 384 с.).
В качестве отправного тезиса при подходе к исследованию системы категорий государственного (конституционного) права (с. 5) А. С. Автономов избрал высказывание величайшего Леонардо да Винчи: «Практика должна быть воздвигнута на хорошей теории». Действительно, перед нами уникальный в своем роде научно-исследовательский проект, выполненный известным ученым, директором Фонда развития парламентаризма в России А. С. Автономовым. Понятие «государственное (конституционное) право» не присутствует в названии книги на титульном листе и в монографии (оно появляется только в оглавлении, в названии главы 2), но фактически автор проникает в глубинную сущность указанной отрасли права. Иносказательное название монографии, на наш взгляд, тождественно тезису: «Государственное (конституционное) право — юридический (внешний) атрибут политики».
Ученый на базе аналитического и синтетического подходов к системе категорий конституционного (государственного) права сформулировал ряд научных положений и выводов, имеющих существенное значение для дальнейшего развития государственно-правовой науки. Книга А. С. Автономова — первый и потому трудный шаг в направлении комплексных системных компаративистских исследований в области конституционного права. С одной стороны, автор разделяет традиционный подход к государственному (конституционному) праву как юридической ипостаси определенных политических отношений субъектов государственной власти и человека (личности). С другой стороны, он отдает явное предпочтение не внешним юридическим формам, но социальной природе и юридической онтологии конституционно-правовых реалий.
В книге впервые подвергается всестороннему научному осмыслению качественная специфика категориального аппарата конституционного права. Стремление А. С. Автономова построить по-новому и с философских позиций систему категорий государственного (конституционного) права своевременно, поскольку «недостаточные или неадекватные знания о правовых категориях... осложняют правопознание и... правоприменение» (с. 6).
Ученый формулирует фундаментальные качества системы категорий государственного (конституционного) права, в частности: 1) целостность; 2) устойчивость как одно из проявлений целостности; 3) вероятность флуктуации (изменений) в системе категорий государственного права; 4) переход системы категорий государственного права от одного состояния к другому; 5) система конституционного (государственного) права в каждый данный период своего существования и та же самая, и иная благодаря своей неизменности и изменчивости; 6) функциональная анизотропность — неоднородность и неравнозначность функциональных возможностей для системных преобразований в различных направлениях; 7) организованность; 8) вытекающая из организованности экономность системы категорий конституционного (государственного) права; 9) результативность; 10) надежность.
Работа важна для переосмысления методологических подходов к развитию теории конституционного права, поскольку автором подробно излагаются методы и их прикладная значимость в исследовании категориального аппарата конституционного права. В центре внимания ученого — синергетический подход, все еще мало освоенный правоведами и представителями других общественных наук. А. С. Автономов вводит в конституционно-правовую науку синергетические понятия: точки бифуркации — переходы от одного качественного состояния к другому (с. 24); негэнтропия — усиление хаоса и увеличение возможностей изменяться по разным параметрам (с. 24); флуктуации — спонтанные отклонения от превалирующей до этого тенденции (с. 24); фрактальность — запечатленность в элементах системы категорий конституционного права свойств, присущих данной системе как целостности (с. 25); лабильность — изменчивость категорий системы (с. 28); стохастичность — вероятностный характер процессов и состояний в системе категорий конституционного права (с. 29); функциональная анизотропность — неоднородность и неравнозначность функциональных возможностей для системных преобразований в различных направлениях.
Будучи убежденным сторонником компаративистского подхода, А. С. Автономов в то же время ставит важный вопрос о недопустимости эклектичного совмещения элементов различных правовых систем без углубления в особенности их генезиса, динамики функционирования и перспектив эволюции. Ученый обращается к источникам конституционного права в сравнительном (синхронном по странам и диахронном) аспекте.
Монография состоит из введения, пяти глав, заключения, приложения (схемы судоустройства пяти современных федеративных государств — России, Германии, США, Бразилии, Канады) и обширного списка специальной литературы на 18 языках, включая болгарский, испанский, итальянский, казахский, немецкий, словацкий, французский (616 наименований, в том числе 472 на русском языке). Многие принятые в 20—30-е годы XX в. акты по вопросам государственного (конституционного) права, ранее не включавшиеся в круг исследования, под пером А. С. Автономова получают жизнь как научные факты — база для выводов и обобщений.
Глава 1 «Теоретические основы исследования» посвящена категориям, их системности и методам исследования (с. 8—48). В главе 2 рассматриваются: а) понятие государственного права, содержание и особенности политических и государственно-правовых отношений; б) специфика государственного права как отрасли права, система источников государственного права, их виды и иерархия; в) сущность и содержание конституции, разновидности конституций и гарантии их верховенства (с. 49—110). Глава 3 дает характеристику правового статуса человека: а) институты гражданства, иностранства (термин Н. М. Кор-кунова) и безгражданства; б) система прав, свобод и обязанностей человека; в) принципы правового положения и гарантий прав и свобод личности; г) правовой институт омбудсмана (с. 111 — 179). В главе 4 исследуются: а) понятие политической системы общества; б) государство как элемент политической системы; в) правовая институционализация партий, иных некоммерческих организаций; г) правовое регулирование информационно-коммуникативной системы и других видов политической коммуникации (с. 180—264). Глава 5 посвящена правовому регулированию системы органов публичной власти, принципам их формирования и функционирования. Отдельный параграф отведен характеристике статуса парламента, главы государства, правительства, суда, местных органов (с. 265-339). В заключительном эссе «К построению системы категорий государственного (конституционного) права» (с. 340-358) формулируются выводы и обобщения и намечается своеобразный «бизнес-план» дальнейшего изучения тематики государственного (конституционного) права.
Среди суждений, тезисов и выводов автора особенно плодотворными представляются следующие:
- суждение о том, что исследование системы категорий конституционного права
дает ключ к пониманию общих закономерностей функционирования различных моделей
законодательного регулирования политической системы общества в конкретных исторических условиях;
- проведение различий между категориями, обозначаемыми одним и тем же термином, но используемыми в разных науках;
- вывод об открытом характере категорий конституционного права: наука конституционного права не только заимствует категории других наук, но и охотно делится с
другими науками и отраслями знания «собственными» категориями;
- выделение «собственных» категорий конституционного права (содержание конституционного права, конституция, конституционность, конституционализм, конституционная ответственность, конституционные гарантии прав и свобод человека, парламентаризм);
- вывод об обратном воздействии системы категорий на развитие права и опосредованно (через правовое регулирование) — на общество и государство;
- положение о том, что экономность, вытекающая из организованности системы
категорий конституционного права, не всегда в полной мере учитывается учеными;
- суждения о цикличности протекающих в системе конституционного права процессов, что связано с периодическим накоплением в отрасли конституционного права противоречий, для снятия которых необходимо концептуальное их переосмысление; и о поступательности развития элементов и системы конституционно-правовых категорий;
- вывод о сложности системы категорий, которая проявляется в богатстве страновых,
институциональных и исторических особенностей функционирования системы категорий конституционного права;
- анализ «устойчивой» категории «законность» и «подвижной» категории «легитимность»;
- формулирование основополагающих принципов законопроектной работы (приоритетность, экономия, системность, стабильность, открытость, повышение экспертной составляющей);
- вывод о качественной специфичности государственного (конституционного) права
как отрасли права, регулирующей политические отношения;
- тезис о нереальности построения одной-единственной модели системы категорий государственного (конституционного) права; знания о системе, полученные в результате построения модели, когда в качестве основы структуры рассматривался отдельный
элемент или даже группа элементов, носят объективно неполный характер.
Книга представляет собой значительную эвристическую ценность для современных исследований вопросов государственного (конституционного) права. Автор аргументировано доказывает, что попытки определить конституционное (государственное) право через перечисление сфер общественных отношений, регулируемых указанной отраслью права, лишь запутывает вопрос. При этом споры зачастую разворачиваются вокруг того, какую группу отношений (а значит, какие категории или категорию) рассматривать в качестве фундамента для всей структуры системы. Такие споры бессмысленны и практически не приносят пользы в изучении конституционного (государственного) права: выбор приоритетов при построении ее модели определяется актуальностью проблематики либо субъективным интересом исследователя, а объект анализа остается тем же (с. 340—341).
Несмотря на отчетливо выраженный теоретический характер монографии, ее практическая и политическая направленность несомненны. Не банальная каузальная связь правовой теории с юридической практикой, прокладывавшаяся как эталон научных начинаний, а системный анализ практики формирования и применения государственного (конституционного) права позволил А. С. Автономову создать крупную работу, имеющую прямой выход в законотворческий и политический процессы, что особенно важно для парламентариев России и ее субъектов, для функционеров политических партий, движений, избирательных блоков.
Помимо академических целей автор преследовал и дидактические: книга может быть использована при чтении курсов отечественного и зарубежного конституционного права и при совершенствовании учебных программ. К отдельным недостаткам исследования можно отнести то, что в названиях глав и параграфов использована системная терминология, довольно непривычная для юристов. Автор достаточно четко проводит различие между категорией и понятием (понятие самодостаточно, категория же всегда является частью системы категорий). Тем не менее не вполне ясно, каким образом и в каких случаях один и тот же термин может выступать и в роли категории, и в роли понятия. К сожалению, автор оставляет без внимания центральный элемент этой системы — категорию государственной (конституционной) правосубъектности и связанные с нею понятия «субъект государственного права» и «субъект государственного отношения». Данные категории и корреспондирующие с ней понятия в начале 70-х годов были в юридической науке предметом исследования на уровне монографий, кандидатских и докторских диссертаций.1 Вследствие инвариантности категорий конституционного (государственного) права эти научные разработки не утратили своей значимости с течением времени и подключаются к изучаемому материалу для новых исследований в современный период (конец 90-х годов XX в.).
А. С. Автономов вслед за С. С. Алексеевым, И. Е. Фарбером и другими авторами утверждает, что народ, нации не могут быть непосредственными участниками политических отношений, регулируемых конституционным (государственным) правом (с. 54). Такое утверждение противоречит конституционному законодательству Российской Федерации и ее субъектов, которое допускает прямое участие народа в государственно-правовых отношениях с помощью политических институтов референдума и свободных выборов, урегулированных нормами конституционного (государственного) права.
Книга А. С. Автономова демонстрирует новые подходы ко многим ключевым проблемам конституционно-правовой науки, которые могут сыграть немаловажную роль в исследованиях конституционалистов, в том числе при работе с зарубежными источниками и международно-правовыми документами.
1Бойцов В. Я. Система субъектов советского государственного права. Уфа, 1972; Миронов О. О. Субъек-ты советского государственного права. Саратов, 1975.
В. В. Бойцова, доктор юрид. наук, профессор МГЮА;
Л. В. Бойцова, доктор юрид. наук, профессор МГЮА.
© В. В. Бойцова, Л. В. Бойцова, 2000.