Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Конституционное право (КПРФ)

На правах рекламы



Арановский К. В. Конституция как государственно-правовая традиция и условия ее изучения в российской правовой среде

Конституция как государственно-правовая традиция и условия ее изучения в российской правовой среде /


Арановский, К. В.
Конституция как государственно-правовая традиция 
и условия ее изучения в российской правовой среде /К
. В. Арановский.
//Правоведение. -2002. - № 1 (240). - С. 41 - 50
Библиогр. в подстрочных примечаниях.



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО - ГОСУДАРСТВЕННОЕ 
УПРАВЛЕНИЕ - КОНСТИТУЦИИ - ПРАВОВОЕ 
РЕГУЛИРОВАНИЕ - ПРАКТИКА[АСПЕКТ] - РФ [С 1991] 
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - ОБЩЕСТВО
Материал(ы):
  • Конституция как государственно-правовая традиция и условия ее изучения в российской правовой среде.
    Арановский, К. В.

    Конституция как государственно-правовая традиция и условия ее изучения в российской правовой среде

    К. В. Арановский*

    Конституционализм представляет собой своего рода традицию, оснащен­ную не только непосредственно видимой частью — нормативными текстами, набором политико-правовых учреждений, институтов публичной власти, но и системой мировоззренческих представлений, верований, образов, поведен­ческих навыков и автоматизмов. В этом смысле образование конституцион­ного режима является не только и не столько официальным актом про­возглашения основного закона, конституционного по содержанию, но и привитием, формированием образа жизни, жизненной философии со всеми ее ценностями, противоречиями, достоинствами и изъянами. Данный процесс имеет различные параметры.

    Столь же ясно, что включение конституционализма в правовую среду России нельзя рассматривать как заполнение юридическим материалом еще не освоенного пространства. Напротив, даже после многочисленных раз­рушений, которые часто терпела отечественная правовая культура, она не оставляет впечатления пустоты, вполне свободной для размещения в ней заимствованных политико-правовых образований типа конституции. Это видно хотя бы из того, что конституционные намерения, положения осущест­вляются в России порою довольно далеко от их прямого смысла и не с той последовательностью, во многом не в той интерпретации, как можно наблюдать в ряде стран с укоренившимся конституционализмом.1

    Подобное наблюдение само по себе позволяет предположить, что отношения, на которые конституционная традиция претендует, не свободны от влияния других регуляторов, что такие регуляторы имеют, политико-правовое значение и не обязательно совпадают с конституционализмом. Впрочем, было бы странно ожидать иного, когда каждое общество вырабаты­вает и считает для себя основополагающими не только речевой строй или жизненные навыки в целом, но и, например, формы представительства,самоуправления, равно как и другие способы и манеры политико-правового существования.

    Следовательно, речь должна идти о взаимодействии, условиях соприкос­новения двух явлений, которые в данном случае можно условно объединить общим наименованием государственно-правовой традиции.3 Оперировать понятием конституционно-правовой традиции применительно к России было бы преждевременно, поскольку о наличии таковой нельзя утверждать бездоказательно. Что же касается государственного права, то оно характерно для всякого политически обустроенного общества, где присутствуют государ­ственность и правовое регулирование соответствующих отношений. Поэтому понятие государственно-правовой традиции относимо и к соответствующей части правового регулирования в России, и к конституционному праву, которое является разновидностью права государственного.

    Рассуждения о государственно-правовой традиции следует предварить наименованием включаемых в нее элементов и объяснением причин, позволя­ющих скомпоновать представление о ней именно тем, а не иным образом. Следует правда, оговориться, что рамки статьи позволяют в основном лишь назвать некоторые признаки, характеристики государственно-правовой традиции и дать им только отдельные, очень неполные объяснения.

    Представление о праве как о совокупности или системе объективно выраженных (в законодательстве и прочих источниках) и санкционирован­ных государством норм не вполне соответствует целям исследования, когда конституция представлена как государственно-правовая традиция, когда внимание обращено на условия ее освоения в национальной, в том числе российской, правовой среде. Такое объяснение права есть общепринятая и во многих отношениях полезная условность, или фикция. Ее положительные эффекты различны: она наводит некоторый умозрительный порядок в убежде­ниях и представлениях о законности, ограничивает круг наблюдаемых явлений в исследованиях, имеющих дело с изучением законодательства и всего, что с ним связано, делает тем самым подобные исследования строгими и предметными.4

    Однако же та польза, которую обещает подобное представление о праве, не делает его соответствующим действительности. Всего лишь один вполне риторический вопрос кажется достаточным, чтобы в этом убедиться: следует ли считать право, не беря во внимание его прочие атрибуты, прямым регулятором человеческого поведения? Понятно, что такой вопрос имеет только положительный ответ. Представления о праве обладают обязательным функциональным признаком, который заключается в том, что право, чем бы оно ни было, регулирует поведение людей в некоторых (юридически освоен­ных) сферах общественных отношений.

    Но если так, то когда речь идет об осмысленном и даже о патологи­ческом поведении людей, прямым и непосредственным регулятором их поступков выступают не те тысячи и миллионы положений, которые выражены вовне и санкционированы различными способами, а волевые акты, эмоцио­нальные комплексы, верования, идеи, представления и прочие элементы психики, представленные в разных состояниях и соотношениях. В тех случаях, когда психические регуляторы бездействуют, исчезает как таковое и социально регулируемое поведение человека. Его возможная активность тогда объяснима физиологическими драйвами (движениями), инстинктами, в лучшем случае — бессознательными побуждениями или усвоенными автоматизмами. И так дело обстоит при том, что продолжают свое существо­вание система законодательства, правоприменительных институтов, другие элементы правовой инфраструктуры. Пропадает лишь правовое регули­рование социальной деятельности такого лица. А если и представлять его все же участником правоотношений, включать в ход правового регулирования, то и подобная возможность открывается исключительно постольку, поскольку индивида посчитают субъектом прав другие, наделенные воображением, представлениями, эмоциями люди, действующие в разных ролях и качествах. Эти состояния всегда и в любом случае являются, как минимум, необходи­мым условием и, обеспечивая переработку внешней информации, определяют содержание правового поведения.

    При единообразии официально санкционированных правовых норм поведение людей, напротив, всегда в большей или меньшей степени разно­образно. И, если бы упомянутые нормы сами по себе обладали собственно регулирующим эффектом, такое разнообразие нельзя было бы объяснять без большого числа оговорок, допущений и отступлений. Научная же сторона дела от этого вряд ли осталась бы в выигрыше. Напротив, если считать, что указанным нормам отведено лишь свое место в системе внешних условий и отказано в непосредственной причинности правового поведения человека, тогда открываются явления, выступающие его прямыми регуляторами. В качестве таковых, например, можно считать мотивацию, понятие которой используется для объяснения индивидуальных различий в деятельности, проходящей в идентичных внешних нормативных и фактических условиях.5

    Путь к восприятию права простирается гораздо дальше его официаль­ной символики и инфраструктуры, государственной принудительности и нормативности. «Право — ничто, если его положения не находят своей реализации в деятельности людей».6 Без обращения к человеческой, психо­социальной природе права оно остается условным понятием; правовое регулирование выглядит как схема, оставляющая в стороне свои важнейшие деятельные элементы; человек становится в положение объекта внешних воздействий со стороны права, а не его создателя и определяющего участника правовой деятельности. Взгляд на право как на совокупность действующих норм расходится с реальностью уже потому, что «единственными активными (т. е. действующими. — А. К.) элементами общества»,7 социальной и вместе с тем правовой жизни являются индивиды, а не нормы; люди с их внутренней организацией, а не правила, институты и другие элементы правовой перифе­рии. Неуклонное следование такому взгляду потребовало бы слишком большой цены за приобретенную в итоге стройность юридического знания. Полученное от этого внутреннее спокойствие вряд ли оправдало бы те потери, которые с ним связаны. Говоря о подходах к изучению государства, Г. Еллинек утверждал: «Исключительно внешнее изучение государства — назовем его объективным — дает лишь крайне скудную картину... ибо всякое внешнее явление в обществе, как всякое исходящее от человека изменение, обусловлено волею, направление и содержание которой определяется всей психологической жизнью и деятельностью человека... Всякое социальное явление может быть понято лишь при условии, если мы знаем обуславли­вающие и сопровождающие его психические акты».8 Словом, «наивно думать, что право и права существуют где-то независимо от народной психики и что можно их научно изучать, не изучая этой психики, ее интел­лектуального и эмоционального состава, соответственных мотивационных процессов, мотивационного действия соответствующих эмоций, и проч.».9

    Конечно, к правовому регулированию можно относиться как к совокуп­ности объектов и процессов, данных в явлении, т. е. в специальных юриди­ческих формах. Но допустим и другой взгляд, в котором, наряду с формами права и государственности, выражаются онтология, условия раскрытия в реальности и сама возможность правового (например, конституционно-правового) регулирования, его генетическая сторона, представленная в том, что право происходит из личности. Обусловливая друг друга, оба подхода составляют интерес и имеют ценность. Не разглядев права в явлениях, в институтах, в средствах оформления и организации правового регулиро­вания, нельзя сложить о нем представления. Без этого материала нельзя различить право как раскрывшуюся в социальной среде возможность. Но и без постановки вопроса о самой возможности, генезисе и онтологии права ресурс его изучения сильно обедняется. Генетический и онтологический подход к праву, даже оставаясь в меньшинстве, не составляет оппозиции всей научной юриспруденции, но образует ее отдельный и законный сектор. С точки зрения правильного соотношения исследовательских интересов в правоведении это верно. При неизменном внимании к вопросу о возмож­ности, генезисе, о психологии правового регулирования образуется риск того, что специфически правовые явления будут заслонены довольно общими рассуждениями о происхождении и существе права, что обеднеют научные возможности в развитии юридической техники, инструментов правового регулирования. Но и «натурализм», учитывающий психическую, антро­погенную природу права, власти и государственности, тоже имеет свои основания, особенно в случаях, когда обозначены как проблемы преобразо­вание государственно-правовой действительности, освоение конституцион­ной традиции.

    Обращение к социологии и психологии правового регулирования, хотя и усложняет научное правопонимание, вводя в него дополнительные составля­ющие, приносит вместе с тем и методологические возможности особого качества. «Человеческие индивиды, — заметил Г. Еллинек, — бесконечно различны; в каждом из них имеется своеобразный, не повторяющийся элемент, которым определяется его социальная деятельность».10 Если регуля­тором правового поведения считать психические состояния человека, поставленные в качестве прямой причины юридически значимых поступков, тогда появляется способ избавиться от множества противоречий, обременя­ющих юридическую науку в тех случаях, когда она чрезмерно замыкается в рамки правовой догмы.

    Существование, движение государственного права, политической власти определенно зависит от системы социальных отношений, но не только. Государственно-правовое регулирование тесно связано, в частности, с экономическими интересами и отношениями. Ему могут быть даны объясне­ния с точки зрения политических процессов, которыми государственное право в значительной мере детерминировано и на которые оно само влияет. Однако из обращения к политике, экономической, социальной сферам извлекаются ценные, но лишь отдельные объяснения государственно-правовой действительности. Государственное право нельзя определять ни как выражение и обустройство движения капиталов, трудовых ресурсов, рас­пределения богатств, ни как форму политической деятельности, ни как способ движения социальных закономерностей. Влияние каждой из этих сфер в отдельности на государственно-правовое регулирование нельзя признать исчерпывающим, и каждая из них до известной степени автономна, строится по собственным закономерностям, свободным от прямого влияния права. Внешняя экономическая, политическая, социальная, специфическая правовая среда существенно влияет на юридически содержательное поведе­ние человека и человеческих сообществ, групп. Она оказывает сопротивле­ние некоторым видам правовой активности, иногда показывая свою способ­ность вообще делать невозможной ту или иную разновидность поведения. Она может поставлять человеку благоприятные, поощряющие его в правовых побуждениях импульсы и условия. Все они, разумеется, представляют самый непосредственный предмет научного юридического знания. Но в любом случае среда лишь обрамляет, придает формы и условия, а не заменяет самого поведения индивида, в этой среде расположенного, потому что человек сам является первейшей и решающей причиной собственной правовой деятель­ности.11

    Что же касается человеческой психики, то ее надо поставить в особое положение по отношению к государственно-правовому регулированию, поскольку процессы отправления власти, любые правоотношения оказы­ваются просто невозможными, если они не освоены интеллектуально и эмоционально, не связаны с правовыми чувствами и разумом. Психика составляет (вместе с физиологией и нервной организацией) неотъемлемую часть, существо личности. Именно через психику преломляются экономи­ческие, социальные, политические процессы для того, чтобы, став частью жизни человека,12 сделаться доступными и государственно-правовому влиянию. Причем, как констатирует Р. Инглехарт, прямая связь между экономи­ческими успехами и жизненными ориентациями людей (удовлетворенностью жизнью) не подтверждается.13 Таким же образом отсутствуют простые зависимости между политическими, социальными обстоятельствами и чело­веческим поведением. Одинаковые по содержанию социальные, политико-правовые институты (разделение властей, например, или самоуправление, партийность) очень неодинаково показывают себя и, конечно, не оставаясь без последствий, сами находятся в решительной зависимости от того, как к ним отнесутся люди. Не случайно при описании политических отношений, правовых систем исследователи никогда не обходятся хотя бы без попутных замечаний насчет мотивов, оценок, поведенческих реакций, которые состав­ляют как бы фон, а на самом деле — содержание политико-правовой действи­тельности. Проводя фундаментальное эмпирическое исследование основ демократической государственности, американские ученые Г. Алмонд и С. Верба должны были опираться на критерии именно человеческого, психологического порядка — такие, как «склонность доверять», «удовлетво­ренность жизнью», «общее позитивное отношение к окружающей действи­тельности» и пр.14

    Конечно, функцией правоведения следует считать анализ того, что называется объективным правом, поиск его логических начал и согласован­ных с ними более конкретных нормативных и индивидуальных правоположений, описание иерархии в системе источников объективного права, системность в работе всей совокупности объективно выраженных правовых установлений. Подобный подход к государственно-правовому регули­рованию, обладая несомненной ценностью, не может, однако, считаться исчерпывающим для постижения юридически существенной действитель­ности. Не случайно правовые изыскания смотрятся намного выгодней, если объектом исследования оказывается еще и юридическая практика, когда государственно-правовое регулирование изучают в типичных образцах поведения участников правоотношений, когда эти образцы при известных обстоятельствах получают, быть может, формальное нормативное значение. Но и этого не хватит для интеллектуального и практического освоения правовой реальности, поскольку и в изучении практики внимание обращено в первую очередь на то, каким образом и насколько юридически значимое поведение логически, фактически соотносится с заявленной (условленной с помощью официальных символов) нормой, в какой части нужно устранить несоответствия между ними, улучшить практику или, наоборот, законо­дательство. Недостаточно и того, что право помещают в систему социальных, политических, культурно-религиозных и других отношений, выясняя зависи­мости между ними.

    Эти подходы к изучению права нуждаются в дополнении с учетом современных научных возможностей. Их недостаточность оказывается не восполненной, если не брать в расчет существенный аспект правовой действительности, хотя и связанный со всеми вышеназванными, но не сводимый ни к одному из них. Он заключается в том, чтобы в государ­ственно-правовом регулировании, вообще в праве, различать не только атрибуты, процессы и инструменты, которым часто приписывают непосред­ственно регулирующее влияние на правовое поведение, но и те вполне реальные явления, которые, в отличие от всего остального, прямо опре­деляют поступки каждого участника государственно-правовых отношений. Это явления политико-правовой психики, как индивидуальной, так и мас­совой. Она не только выступает принимающим и передающим аппаратом для переработки внешних влияний юридического, политического, экономи­ческого порядка, но и обладает собственными качествами, организацией и структурой, которые имеют регулирующее действие и от которых в итоге зависят регулятивный эффект, само существование государственного права. Если так на него смотреть, то изучение государственного права не сможет устраниться от психологического содержания государственно-правовых явлений и явлений, находящихся с ними в неразрывной связи.

    Для государственно-правовых исследований важно выбрать из общей, социальной, политической, объективной и прикладной психологии те данные, которые ближайшим путем объясняют право и власть или непосред­ственно прилегают к ним. Руководствуясь подобными соображениями, нужно назвать те явления психической природы, с которыми научная юриспруденция должна иметь дело в первую очередь. Это связано с тем, что значительную часть такого материала правоведение должно заимствовать из других антропологических дисциплин — социологии, психологии и др. Они насыщены разнообразным содержанием как фундаментального, так и част­ного характера, дискуссиями, в которых юристам чаще отведено место наблюдателей, а не активной стороны.

    Правоведению во взаимодействии с пограничными дисциплинами доводится выступать преимущественно получателем продукта, созданного в рамках этих наук. Конечно, можно предвидеть опасения того рода, что, выйдя за пределы собственно юриспруденции, юрист оказывается близким к положению дилетанта. Действительно, в обращении с данными из неюриди­ческих наук уместными кажутся скромность и сдержанность. Но при извест­ных ограничениях обогащение научной юриспруденции заимствованными знаниями плодотворно и не связано с размыванием, утратой необходимой строгости юридического исследования. Как правило, так и происходит: медицина, психиатрия и психология, философия и социология, история и кибернетика давно уже поставляют прикладной и фундаментальный научный материал даже в практически ориентированных правовых науках вроде административного, уголовного права, не говоря уже о теоретическом и историческом правоведении.

    Право — не умозрительная конструкция, а очень «человечная» сущность, часть разноликой психосоциальной действительности и не может быть от нее изолировано. Знания о праве нельзя отсоединить от всего, что с ним связано, тем более что и само правоведение является источником информации, а то и фундаментом некоторых наук.15 Из смежных с правоведением дисциплин подлежит заимствованию то, что юридически содержательно, значимо для права, а не вся совокупность антропологических знаний. Да и полученные заимствования подлежат «переводу», преобразованию в систему юридически существенных фактов и понятий — «внешние», по отношению к праву, науки не владеют методологией научной юриспруденции и, даже объединившись вместе, не смогли бы заменить собою правоведения. Такого рода условия и ограничения во взаимодействии с психологией, социальными и другими науками позволяют удержаться в пределах юриспруденции. Учитывая их, представляется возможным назвать те социопсихические явления, к которым нужно обратиться для объяснения государственно-правовой традиции.

    В данном случае под общим понятием государственно-правовой тради­ции предлагается рассматривать несколько качественных характеристик, которые в совокупности существенно определяют свойства государственно-правового регулирования, образуют его конструкцию и ориентации. Государ­ственно-правовая традиция представляет собой исторически сложившийся, выраженный в устойчивых навыках нормативно-ценностный комплекс, обусловленный религиозными или светскими верованиями, мировоззре­нием, эмоциональными состояниями, составом потребляемой правовой информации, манерами восприятия и интерпретации явлений права и госу­дарственности. С таким содержанием государственно-правовая традиция, поселенная в умы и души людей, позволяет им существовать как политически организованное, урегулированное правом общество, государство.

    Таким образом, к составляющим государственно-правовой традиции относятся содержание, значение политической и правовой мифологии, вытекающие из нее ожидания, ее участие в образовании смысла явлений и образов права, государственности. В состав традиции входят также и основные качества мировоззрения, которое влияет на содержание цен­ностей, принципов, идейных обоснований, лежащих в основе государ­ственно-правового регулирования, выражает или подразумевает смысл в государственно-правовых, политических явлениях. Далее важно обратиться к образам, имеющим значение для формирования и поддержания права, т. е. принять во внимание характеристики правового воображения, свойственные традиции.

    Государственно-правовую традицию отличают также согласованные, предполагаемые ею навыки правового поведения, равно как и манеры восприятия, типы объяснения, истолкования значимых для государственно-правового регулирования явлений, ситуаций, действий. Содержание и динамика эмоциональных состояний, соответствующих государственно-правовой традиции, важны постольку, поскольку они объясняют саму энергетику, движение в правовом и вообще во всяком социальном поведении человеческого существа.

    Отдельного внимания требует к себе характер норм, нормативности как элемента государственно-правовой традиции. И в данном случае под норма­тивностью подразумевается не столько свойство «объективного права», сколько качество социального индивида, участвующего в правовом общении. Качество это в психологической науке определено как признак человека. Государственно-правовую традицию характеризуют содержание и качество правовой информации, находящейся в общественном обороте и восприни­маемой различными, в том числе профессиональными, группами. Здесь, в частности, подразумевается и законодательство, имеющее хождение в той или иной части общественной среды, в том ее сегменте, который занимают профессиональные политики, юристы, администраторы.

    Затем нужно учесть, что в социокультурной среде, равно как и в психи­ческой структуре индивида, присутствуют элементы, регуляторы с разной степенью устойчивости. Причем одни из них оказываются довольно подвиж­ными, тогда как другие позволяют подозревать в них некоторую исторически объяснимую неизменность. На этом основании можно говорить о присут­ствии формообразующих архетипов национальной культуры, относящихся к государственно-правовому регулированию.

    Состояние, в котором пребывает и развивается государственно-право­вая традиция, зависит от разных обстоятельств, таких, например, как аномия, т. е. упадок нормативности, правовой чувствительности. Аномия также имеет психическое содержание и существенно влияет на регулятивные возможности, которыми располагает государственно-правовая система. Существенное значение имеют происхождение аномии, факторы ее устойчивости, типы государственно-правовых отношений и социальные группы, в которых она может считаться укоренившейся. К числу обстоятельств, которые сказываются на состоянии и возможностях государственно-правовой традиции, относится также массовость как условие протекания процессов государственно-правового регулирования.

    Понятно, что приведенный перечень качеств и обстоятельств, характери­зующих государственно-правовую традицию, можно посчитать неполным, сгруппировать по-иному, сделать более дробным и детальным. Но рассмотре­ние этих свойств все же существенно приближает к ее пониманию. Надо также иметь в виду, что названные характеристики государственно-правовой традиции не организованы в строгую классификационную линию по одному общему критерию. Напротив, они не просто состоят во взаимодействии, но и существенно пересекаются по содержанию. Так, юридически значимая мифология не складывается случайно, а мировоззренчески обусловлена. И наоборот, мировоззренческие построения включают в себя мифологию. Навыки, манеры восприятия правовых явлений, как и другие качества правового поведения, существенно обусловлены эмоциональными состоя­ниями; но и правовые эмоции во многом связаны с особенностями восприя­тия правовой действительности и часто протекают в процессе осуществления привитых автоматизмов, что делает их конструктивной частью правовых навыков. Характеристика архетипа включает в себя и элементы традицион­ной мифологии, мировоззрения, отвечающие правовой традиции, и навыки, и привычные формы, в которых строится поведение людей.

    В целом же очевидно, что конституция как образ жизни способна существовать не при каких угодно условиях, а выражает некоторое правовое вероисповедание, мировоззренческие принципы; она построена на своей системе образов, которые общество воспринимает и принимает. Чтобы быть действительной, конституция опирается на целую систему устойчивых навыков правового поведения, которые, в свою очередь, тесно связаны с национальными архетипами. Эмоциональные состояния, усвоенные общест­вом, содержание и качество правовой информации, которую оно востребует и обрабатывает, манеры ее восприятия могут не только находиться в согласии с конституционной традицией, но также способны с нею не совпадать.

    В России правовая среда по упомянутым параметрам насыщена собствен­ными особенностями, которые в совокупности придают ей сложные, очень неоднородные качества. И, во всяком случае, с первого взгляда утверждать об их соответствии конституционной традиции было бы неосторожным. Контакт российского права и государственности с конституционной традицией непременно включает, во-первых, передачу конституционных идей, цен­ностей и норм, навыков и принципов, процедур и представлений в отечествен­ную правовую, социальную среду, где они получают определенную встречу и интерпретацию, а также, судя по всему, и переработку. Во-вторых, указанный контакт неизбежно предполагает так называемое вытеснение, т. е. «блоки­ровку», «забывание»16 некоторых мировоззренческих, интеллектуальных, эмоциональных составов и процессов, выступавших носителями прежнего, теперь изменяемого государственно-правового регулирования. В обоих случаях подразумеваются операции с явлениями эмоционального, интел­лектуального порядка, подлежащие описанию не только с точки зрения формального права и правовой догматики, но и в категориях, выражающих социопсихическое существо права, государственно-правового регулирова­ния. Поэтому важно выявить те элементы конституционализма, которые находятся в согласии с устойчивыми качествами отечественной политико-правовой среды и потому принимаются или могут быть ею приняты. Не менее важно выявить и те из них, которые могут войти в противоречие с длящимися характеристиками российской государственно-правовой традиции или в конкуренцию с ней.

    Представляется, что названные условия изучения конституции, пред­полагающие ее восприятие в качестве государственно-правовой традиции, могут быть продуктивными, по крайней мере, когда речь идет об исследо­вании судьбы и перспектив конституционализма в российской правовой среде.

     

    *Кандидат юрид. наук, доцент Дальневосточного государственного университета.

    ©К. В. Арановский, 2002

    1Расхождения конституционных положений и государственно-правовой действи­тельности более чем заметны. Они варьируются от военных действий в Чеченской Респуб­лике, где, конечно, Конституция пред-ставлена не очень ясно, до сохранения полномочий прокуратуры в санкционировании арестов или констатации того, что «современная феде­ральная законодательная практика в вопросах регулирования избирательных прав не вполне соответствует требованиям Конституции» (см.: Князев С. Д. Очерки российского избира­тельного права. Владивосток, 1999. С. 137).

    2Рулан Н. Юридическая антропология. М., 2000. С. 7. — Юридическая антропология, по крайней мере в лице названного автора, вспоминает Монтескье с его мнением на тот счет, что «зависимость между обществом и правом такова, что передача права от одного общества другому неосуществима, разве что эти общества мало различаются» (Там же. С. 25). Причем такая позиция воспроизводится без особенных возражений, а напротив, даже с осторожным одобре­нием. В этой работе учесть ее важно хотя бы потому, что многое в российском об-щественном строении делает его не очень похожим на устойчиво конституционные общества.

    3Легко допустить иной, может быть, более подходящий термин, например, «государ­ственно-правовая культура». Правда, большинство таких понятий уже имеет хождение в научном обороте. В частности, правовая традиция в сравнительном правоведении иногда употребляется как синоним «семьи права»; правовая культура порою обозначает всю совокуп­ность элементов правовой действительности, а иной раз подразумевает нечто вроде правовой просвещенности. Вообще же «терминология не всегда следует логике» (см.: Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С. 97). Думается, что при всей важности терминологии иногда все же позво-лительна некоторая свобода в выборе титулов, с тем условием, конечно, чтобы при ясном содержании они не менялись в значении, по крайней мере, в пределах того исследования, где задействованы.

    4Впрочем, и отрицательная сторона этого заметна — чрезмерное внимание, отведенное источникам нормативного материала, формирует склонность полагаться на законодательство во всем, что касается право-вого регулирования. Но такие ожидания чрезвычайно легко расстраиваются, и это ведет к правовому песси-мизму. Правоведение, суженное рамками законодательства и других авторитетных источников, пусть даже обо-гащенное исследованием практики их применения, теряет некоторые важные эвристические возможности.

    5Психология / Под ред. А. А. Крылова. М., 1999. С. 191.

    6Явич Л. С. Общая теория права. М., 1976. С. 201.     

    7Дюркгейм Э. Метод социологии // Социология. М., 1995. С. 12.

    8Еллинек Г. Общее учение о государстве. — В обращении с правом эти утверждения столь же справед-ливы, как и в отношении государства.

    9Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1. СПб., 1909. С. 217.

    10Еллинек Г. Общее учение о государстве. С. 22.

    11«Ни социальные отношения, ни даже речь сами по себе не могут породить способ­ность сознавать» (Психология. С. 98). Уже одно это не позволяет считать правовое поведение человека равнодействующей внеш-них социальных, в том числе правовых, влияний. И, с другой стороны, обособленность антропогенных факто-ров (сознания, чувств, духовности, веры) заставляет считать человека, его внутренние состояния первостепен-ной причиной социаль­ных и правовых явлений. Не случайно Э. Дюркгейм при всей настойчивости в проведе-нии взгляда на социальную действительность как на объективную реальность утверждал в то же время, что «со-циальная жизнь целиком состоит из представлений» (Дюркгейм Э. Метод социологии. С. 7).

    12«Всякий психический факт — это и кусок реальной действительности, и отражение действительно-сти... в том и заключается своеобразие психического, что оно является и реальной стороной бытия, и его отра-жением»(Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.; М.; Минск, 2000. С. 10).

    13Западная демократия: основы стабильности. М., 1990. С. 7-8.

    14Там же. С. 7.

    15Политология, например, заимствует из юридического государствоведения массу понятий, представле-ний, идей, в том числе имеющих значение основ политологической науки.

    16Эти психические операции упоминает, в частности, В. Квинн (см.: Квинн В. Н. Прикладная психоло-гия. СПб., 2000. С. 213).


Категория: Конституционное право (КПРФ) | Добавил: Aziz001 (01.06.2011) | Автор: Арановский К. В.
Просмотров: 2276 | Теги: Конституционное право (КПРФ), Арановский К. В., статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде