МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Глушкова Мария Александровна,
ассистент кафедры конституционного и административного права юридического факультета Нижегородского государственного университета
им. Н.И. Лобачевского
(научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент, А.В. Петров)
Ключевым решением проблемы управления информационным обществом с использованием правового регулирования в качестве специальной управленческой технологии является введение конструкции «моделирование».
Моделирование понимается как создание «модельного» образа виртуальной/реальной действительности, характеризующегося свойствами системности, нормативности.
Моделирование как процесс заключается в создании «моделей» общественных отношений, которые, обладая свойством нормативности, выступают как регуляторы (управление и регулирование имеют общую природу и назначение) этих общественных отношений. Вместе с тем, такие модели, которым имманентно присущи свойства информативности и нормативности, принципиально отличаются по своей природе от используемых для построения правовых конструкций вплоть до настоящего времени алгоритмов.
Основным конструктивным элементом моделирования выступает модель.
Конструкцию «модель» применительно к проблематике правового регулирования использует в своих работах С.С.Алексеев, который предлагает рассматривать термин «модель» двуаспектно: как «типовую схему и принципы действия – как своеобразное построение прав, обязанностей, ответственности» и как «интеллектуальное разрешение проблемы, результат творческих решений» При этом он указывает, что модель «обладает нормативностью – весьма особой, охватывающей само содержание юридического регулирования».[1]
Моделирование предполагает создание не однозначных (одномерных, однореальных) моделей с заранее заданными исходными произвольными данными, а создание «многомерных» моделей. Эти модели формируются на основе данных (в начальной стадии развития информационного общества) и на основе событий (в развитых информационных обществах). Сами модели в контексте их использования для формирования новейших правовых средств управления информационным обществом обладают следующими основными свойствами: декларативность; определение решения наибольшего числа задач, связанных с объектом модели; неопределенность; определение «правового пространства» принимаемых решений. При формулировании данного тезиса за основу берутся положения работ, исследующих роли моделей и алгоритмов в концептуально новом типе общества – обществе, базирующемся на принципиально новых концепциях обработки информации[2].
Каким образом выглядит правовая конструкция, созданная в виде модели на основе данных для оказания управленческого воздействия на информационные отношения? Принятая трехчленная структура правовой нормы уступает место модельному образу коммуникации.
Конструктивными элементами модели информационных (реально-виртуальных) общественных отношений, основанной на определенных данных выступают:
1 – информация. Информация в модели виртуально-реальных общественных отношений содержится в качестве обоснования/оправдания действий членов информационного общества. Представляется, что информация может включаться в модель в виде:
а – «нормы» - определенным образом логически выстроенной информации, использование которой влечет возникновение, изменение или прекращение отношений. Применительно к любой форме общественных отношений – как реальных, так и виртуальных – «норма» может формироваться, как:
рекомендации (возможно формирование как рекомендаций общего характера, так и рекомендаций, направленных для определенной группы пользователей);
разъяснения
пожелания («я стараюсь соблюдать сам, и вам желаю этого»)
б – коммуникации. По мнению Д.В.Иванова, «информацию можно рассматривать как коммуникацию, побуждающую к действию».[3] В модели информационных отношений информация может выступать как коммуникация. В виртуальной реальности –информация будет выступать в форме коммуникации, например, при размещении в тексте гиперссылок. Гиперссылка в тексте – элемент, содержащий в себе определенную информацию. Одновременно гиперссылка сама по себе выступает в качестве информации («средство, передающее информацию, само есть информация»[4]) и является коммуникацией, побуждающей к действию. Используя гиперссылку, участник отношений вступает в коммуникацию: а – с информацией и б – с иными участниками информационных отношений.
2 – образ.В конструкции модели правового регулирования, образ может трактоваться как некое явление реальной/виртуальной действительности, отражающееся в сознании субъекта – члена информационного общества, как идеальное и представляющее интерес.
Образ в модели правового регулирования как технологии управления информационным обществом может быть представлен в двух формах:
а – как «ценностно-ориентированный» образ. В качестве него может выступать:
образ материального «блага». В реальности – это образ объекта, представляющего интерес для участников отношений, по поводу которого эти отношения складываются. В виртуальной реальности – это любой виртуальный образ. По утверждению Д.В.Иванова, в этом случае отношения будут формироваться не по поводу вещи, а по поводу образа («привлекательности, уверенности, стильности, уникальности, респектабельности»[5]);
образ «личности». При формировании отношений в реальной действительности– это может быть привлекательно созданный образ участника правоотношений (например, добросовестного налогоплательщика). В виртуальной реальности – это создаваемый участником отношений образ «личности», имеющей виртуальное тело, виртуальное имя, виртуальный статус, наиболее точно отражающий пожелания лица по представлению его в отношениях виртуальной действительности;
образ нематериального «блага». Как для виртуальной, так и для реальной действительности образом нематериального блага может выступать деловая репутация, произведения науки, искусства.
б – образ как симуляция институциональности. Учитывая, что происходит постепенное исчезновение четкой границы между реальной и виртуальной действительностью, образ как симуляция институциональности конструируется применительно и к той и другой действительности. Словосочетание «симуляция институциональности» используется в своих работах Д.В.Ивановым, который, в частности, указывает, что «в сети Inetrnet традиционные социальные институты не могут функционировать в виде нормативных структур, но они существуют в Сети как образы, которые можно транслировать и которыми можно манипулировать. Институциональность в Internet симулируется: коммуникациям придается образ институционализированных действий в том случае, если этого требуют привычки, стандарты восприятия партнеров по коммуникации, а также тех, кто хотел бы от имени общества «упорядочивать», «регулировать», «нормализовать»[6].
Моделирование предполагает создание моделей коммуникаций, основанных на информации, несущих в себе некий образ, привлекающий потенциальных участников коммуникаций. Возможность использования моделирования для конструирования средств правового регулирования для управления информационным обществом предопределяется тем, что в данном случае и право и информационные технологии применяют для оказания регулятивного воздействия один «язык»[7]. Правовое регулирование перестает «строиться» на основе алгоритма и использует модель в качестве основного атрибута регулятивного воздействия.
Концепция моделирования как базиса конструирования средств правового регулирования как технологии управления информационным обществом должна быть основана не только на положениях общей теории права, но и на положениях теории управления и теории информации. В этом случае, правовые нормы, создаваемые для оказания регулятивного воздействия на информационные отношения нового типа – реально-виртуальные (информационные) отношения - с использованием моделей в качестве инструмента юридической техники, будут не только адекватны новой сущности коммуникативных процессов, но и будут соотносимы с инструментами интеллектуальных информационных технологий, что позволит перевести правовое регулирование в систему дихотомии реальное/виртуальное. А именно: перспектива создания правовых норм на основе моделей приведет к тому, что математические вычислительные системы информационных технологий и система технологии правового регулирования будут использовать одинаковый инструментарий. Это, в свою очередь, будет способствовать расширению и качественному улучшению возможностей «перевода» языка «реального» правового регулирования на язык «виртуального» правового регулирования – и, таким образом, обеспечению единства и целостности правового регулирования реальных и виртуальных коммуникаций и созданию единого реально-виртуального правового пространства.
[1] См.: Алексеев С.С. Тайна права –М.: Изд-во НОРМА,2001 – с.41
[2] См., в частности: Нариньяни А.С. Модель или алгоритм: новая парадигма информационной технологии// Информационные технологии –1997 -№ 4 –с.12
[3] См.: Иванов Д.В. Виртуализация общества - Санкт-Петербург: «Петербургское Востоковедение», 2002 – с. 15
[4] См.: Горбатова Н.В., Станкевич Л.Т. Информационные технологии :виртуальные мифы и политическая реальность России// Санкт-Петербургский политологический журнал – 2001 - вып.3 // www.politjournal.spb.ru
[5] См.: там же, с.79
[6] См.: там же, с. 136
[7] Необходимо отметить, что в специальной литературе сформулировано представление о языке как модели мира. Применительно к тезису о соотношении «языка», употребляемого правом, и «языка», применяемого в процессе использования информационных технологий, отметим следующую идею: «сравнение естественного языка с искусственным (в частности, с языками математической логики) важно...для решения таких практических задач кибернетики, как перевод с «внешнего» естественного языка на «внутренний» машинный» - см. Интеллектуальные процессы и их моделирование – под ред. Е.П. Велихова, А.В. Чернавский- М.: Наука, 1987 –с.143