ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.
МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Морозов Михаил Николаевич,
аспирант Университета Российской академии образования
Вступивший в силу с 01 июля 2002 года Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» (далее Закон) регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц (далее - государственный реестр). Государственная регистрация юридических лиц (далее - государственная регистрация) - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти[1], осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах[2]. Сведения, содержащиеся в государственном реестре являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков и предоставляются в виде выписок из ЕГРЮЛ, копий документов, содержащихся в регистрационном деле, а также справок об отсутствии запрашиваемой информации (справка также выдается при отсутствии о государственном реестре сведений о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо[3]). Отказ в предоставлении содержащихся в государственном реестре сведений не допускается[4]. Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом[5], следовательно пользователи – граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к реестру, и более того, не обязаны обосновывать необходимость получения запрашиваемой ими информации[6].
Приведенная выше законодательная база однозначно утверждает:
«да», сведения из ЕГРЮЛ являются общедоступными;
«да», их может получить, заплатив государственную пошлину, любое лицо;
«да», механизм получения сведений законодательно определен.
Однако, несмотря на кажущуюся однозначность ситуации, получить необходимые сведения совсем не просто.
На начальном периоде (до декабря 2002г.) органы МНС РФ зачастую отказывали налогоплательщикам в предоставлении сведений, ссылаясь на положения Налогового кодекса РФ о налоговой тайне. Да, действительно, согласно п.1.ст.102 НК РФ налоговую тайну представляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, определенных той же статьей НК РФ. Однако ч.2.ст.102 НК РФ говорит о том, что налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» установлено, что сведения, содержащиеся в государственном реестре открыты и общедоступны (см.выше). Данное положение и было подтверждено Письмом МНС РФ от 04.12.02[7].
Выпущенное МНС РФ письмо решило проблему, но решило ее лишь отчасти. К сожалению, и в настоящее время, если заинтересованное лицо захочет получить какие либо сведения из ЕГРЮЛ, оно вынуждено предоставлять запрос, подписанный либо руководителем организации, либо лицом по доверенности (с приложением последней). Лишь в этом случае, доказав налоговому органу «причастность» к организации заявитель может быть уверен в том, что его запрос будет принят и сведения получены. В случае отсутствия всего вышесказанного, лицу скорее всего будет отказано в принятии документов с формулировкой «а мы же не знаем кто вы, как же мы вам предоставим сведения?», что является прямым нарушением Закона. Можно лишь предполагать о причинах такой позиции местных ИМНС. Это может быть что угодно – от простого незнания нормативов работниками регистрационных органов до позиции руководства ИМНС по этому вопросу. Первое предположение основывается на личном опыте (когда после получаса общения с начальником юридического(!) отдела одной из московских ИМНС он не смог мне объяснить, в каком размере необходимо заплатить государственную пошлину за сведения, получаемые из ЕГРЮЛ), второе – на здравом смысле, так как не может вся государственная структура существовать на авось, из «под полы» нарушая Закон.
Подводя итог, можно сказать, что данная проблема далеко не единственная в этой области, да это и вполне объяснимо – новый закон, новый регистрирующий орган, новые порядки, новые цели. Однако чем раньше Закон встанет на накатанные рельсы, чем раньше он начнет нормально работать, тем скорее будет наведен порядок в этой сфере отношений.
[1] В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.05.02. № 319 установлено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц
[2] ст.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» №129-ФЗ.
[3] п.20 Постановления Правительства РФ от 19.06.02. №438.
[4] ст.6. Там же.
[5] ст.4. Там же.
[6] ст.12 ФЗ от 20.02.95г. №24-ФЗ «Об информации».
[7] №ФС-6-09/1868@