Материалы Научной
сессии, г. Волгоград, 20—27 ап-М34 реля
2003 г.
Вып. 1: Право. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — 248 с.
ISBN
5-85534-764-8
Сборник включает в себя статьи молодых ученых,
аспирантов и студентов, отражающие основные положения их докладов на Научной
сессии, проходившей в ВолГУ 20—27 апреля 2003 г.
М.А. Дубовицкий
студент
ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ
— ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
В
соответствии со ст. 128 ГК РФ работы и услуги составляют самостоятельную группу
объектов гражданских прав наравне с имуществом и другими объектами, в том числе
информацией, которая не включена в группу «имущество» и существует в приведенном
перечне в качестве самостоятельного объекта.
Информационная сфера
(среда) — сфера деятельности, связанная с созданием, распространением,
преобразованием и потреблением информации 1.
В
естественных и юридической науках выработаны различные по существу и качеству
определения понятия «информация» (нормативные определения информации, на наш
взгляд, менее совершенны 2). В широком смысле ее следует
рассматривать как знание, включенное непосредственно в коммуникативный
про-цесси, в узком смысле — как сведения, являющиеся объектом хранения,
преобразования и распространения в коммуникативной сфере.
Термин «информационная
услуга» законодательно впервые был закреплен в ч. 2 ст. 779 гл. 39 ГК РФ,
однако конкретным содержанием указанное понятие наполняется в ст. 2 ФЗ РФ «Об
участии в международном информационном обмене»: информационная услу-
— 59 —
га — это действия
субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей
информационными продуктами. Приведенное определение необоснованно сужает сферу
информационных услуг по субъектному составу, объектам и сферам деятельности
по поводу оказания данных услуг.
Недостаточность правового
регулирования рассматриваемых отношений имеет как отрицательную (трудность
классификации), так и положительную сторону (наиболее полная реализация принципа
свободы договора)3.
Информационное
обслуживание составляют, главным образом: документальное обслуживание;
фактографическое обслуживание; концептографическое обслуживание.
Информационная услуга как
объект обязательств выступает в активной форме и фактически представляет собой
специфическое действие, выраженное в виде операций — совокупности действий, последовательно
сменяющих или дополняющих друг друга, (поведенческая характеристика информационной
услуги) и деятельности исполнителя (услугодателя) — систематического выполнения
сходных операций и действий лицом их осуществляющим (присуща долговременным и
однообразным по содержанию информационным услугам, что не составляет
исключения из правила обособленности последних во временном отношении).
Действия по оказанию
информационных услуг могут выражаться в следующих операциях: распространение
информации; обработка информации, содержащейся в банке данных; осуществление
поиска вариантов интересующей заказчика информации по всему банку данных; обеспечение
информацией либо сообщение об отсутствии информации и т. д.
Информационные услуги
обладают всеми свойствами, присущими и услугам вообще как понятию родовому:
эксклюзивность услуги; синхронность оказания и получения (за исключением
услуг так называемого комплексного характера, когда результат еще выражается и
в материальной форме, например в виде документированной информации (документа)
— договор на выполнение маркетинговых исследований); несохраняемость услуг (с
учетом вышеприведенных особенностей некоторых услуг); «объективно усложненный
процесс определения качества услуги» (качество здесь — это то, что нельзя
исчислить, оно
— 60 —
проявляется
в особенностях, специфических чертах явления, и уровень качества есть ряд
свойств, делающих явление (в рассматриваемом нами вопросе — обладание
информацией, процесс распространения информации и т. п.) ценным, значимым).
Уровень качества должен
определяться набором признаков выполненной операции и выполняемой деятельности,
который чаще всего есть результат анализа количественных показателей (сроков,
соотношения себестоимости и конечной цены и т. д.).
Информационные услуги —
понятие довольно обширное по содержанию в силу специфики как предмета, так и
рассматриваемой деятельности, что предполагает наличие определенных видов
услуг, составляющих в совокупности рассматриваемый институт в качестве единого
целого.
В зависимости от
характера информационного обслуживания необходимо выделять: «собственно
информационные услуги» — по сбору, поиску, предоставлению и распространению
информации; «комплексные информационные услуги», в свою очередь, представленные
в виде «информационных консультационных услуг», влекущие создание новой
информации, являющейся в том числе и объектом исключительных прав на
коммерческую информацию (например, маркетинговые услуги), и «информационных
услуг, непосредственно связанных с созданием и передачей информации» (например,
рекламные услуги, услуги по формированию ценностных и эмотивных установок в
социуме, его части, у конкретного индивида (public relations)). По характеру предоставляемой информации информационные
услуги делятся на: услуги по предоставлению общедоступной информации; услуги
по предоставлению охраняемой информации.
Примечания
1 ФЗ РФ «Об
участии в международном информационном обмене» // Собрание законодательства РФ.
1996. ¹ 28. Ст. 3347.
2 См.: ФЗ РФ «Об информации, информатизации и
защите информации» // Собрание законодательства РФ. 1995. ¹ 8. Ст. 1187 и ст. 2
ФЗ РФ «Об участии в международном информационном обмене».
3 См.: Ст. 779—783
Гражданского кодекса РФ.
— 61 —
|