Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » История государства и права РФ

На правах рекламы



Лонская С. В. Мировая юстиция и местное управление в дореволюционной России
Мировая юстиция и местное управление в дореволюционной России : 

Лонская, С. В.
Мировая юстиция и местное управление в 
дореволюционной России :Аспекты взаимопонимания /С. 
В. Лонская.
//Правоведение. -2003. - № 4. - С. 191 - 197

На протяжении всей своей истории - с 1864 по 1917 г. -
мировая юстиция России функционировала в рамках 
взаимоотношений с органами местного самоуправления (
земского и городского). Эти взаимоотношения менялись по 
мере того, как менялось представление о сущености данных 
государственных институтов, находившее свое отражение в 
праве.
Библиогр. в подстрочных примечаниях.



ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА - ГОРОДА - ЗЕМСТВО - 
САМОУПРАВЛЕНИЕ - ИСТОРИЯ ПРАВА - МЕСТНОЕ 
САМОУПРАВЛЕНИЕ - ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
- РОССИЯ[ДО 1917] - ЮСТИЦИЯ 
Материал(ы):
Мировая юстиция и местное управление в дореволюционной России.
Лонская, С. В.

Мировая юстиция и местное управление в дореволюционной России : аспекты взаимооотношений

С. В. Лонская* 

На протяжении всей своей истории — с 1864 по 1917 г. — мировая юстиция России функционировала в рамках системы взаимоотношений с органами местного управления (земского и городского). Эти взаимоотношения менялись по мере того, как менялось представление о сущности данных государственных институтов, находившее свое отражение в праве.

Согласно законодательству 1860—1870-х годов о местном самоуправлении, деятельность мировой юстиции — сфера не публично-политическая, а исключительно частная, ибо преследует не государственный, а частный интерес (т. е. хозяйственные и общественные дела). Отсюда следовало, что государство не должно вмешиваться в общественную компетенцию, равно как и земства не должны брать на себя правительственные функции. Мировые суды выделялись из общей судебной системы не просто как обычные местные суды ограниченной юрисдикции, т. е. по малозначительным делам, а как примирители спорящих сторон, судьи совести, хранители мира и спокойствия среди обывателей. Авторам Судебных уставов 1864 г. хотелось видеть в мировом суде нечто большее, чем орган правосудия, — он нес еще и определенную идеологическую нагрузку, которая, впрочем, по своему содержанию была характерна скорее для средневекового правосознания и совершенно устарела в Новое время. Таким образом, особая функция мирового суда требовала установления его связи с земствами как с единственными учреждениями, реально воплощавшими сословное единство и представляющими интересы всего населения.

По мере накопления практического опыта выяснилось, что мировой суд — всего лишь местный суд по малозначительным делам. Комиссия 1894— 1899 гг. по пересмотру Судебных уставов, учрежденная при Министерстве юстиции (известная как Комиссия Н. В. Муравьева, бывшего тогда министром), констатировала: «Отправление правосудия во всем его объеме должно быть проникнуто одними и теми же началами, и если в системе судоустройства, наряду с коллегиальными установлениями, может быть допущено учреждение единоличных органов местного суда, то основанием такого различия служит единственно лишь необходимость более простого, скорого и дешевого разрешения маловажных судебных дел. Но такая необходимость не связана с изменением существа деятельности местных судей, которая по своим целям и приемам не должна отличаться от деятельности высших судебных мест».[1] Это означало отказ от теоретической концепции «хранитель мира» и полную бюрократизацию местной юстиции. Однако окончательного разрыва деятельности мировых судов и земств не произошло по причине изменения сущности местного управления.

После контрреформ общественному самоуправлению был придан государственно-публичный характер, земства фактически стали низшим звеном системы административно-хозяйственных учреждений при Министерстве внутренних дел. Поэтому уже в целях рационального перераспределения властных полномочий основные связи мировых судов и земств были сохранены, что и закреплено впоследствии Законом «О преобразовании суда в сельских местностях» от 15 июня 1912 г.[2]

Подчеркнем, что не всякое местное управление является самоуправлением. Под последним понимается функционирование какой-либо организации, предполагающее наличие трех условий: 1) принятие членами данной организации норм и решений, касающихся ее жизнедеятельности; 2) совместное ведение этими индивидами общих для них дел; 3) отсутствие в организации разрыва между субъектом и объектом управления.[3] В то же время управление местными делами может осуществляться исключительно посредством государственных органов, при этом все указанные выше условия отсутствуют. Возможны также различные варианты, сочетающие общественное и государственное начала. Российское дореволюционное земство в большей степени соответствовало понятию самоуправления с 1864 по 1890г., а позднее было в основном «огосударствлено». В настоящей статье мы употребляем термин «самоуправление» как более узкий по смыслу, чем местное управление вообще.

Итак, во взаимоотношениях местных органов управления и мировых судов в России во второй половине XIX — начале XX в. можно выделить три аспекта: организационный, финансовый (материально-технический) и контрольный. Следует уточнить, что Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. распространялось лишь на 34 губернии (так называемые губернии, управлявшиеся на общих основаниях), охватывающие центрально-европейскую часть Российской империи. Национальные окраины, Сибирь, Дальний Восток управлялись на основании особых положений, а также имели несколько иную систему мировых судов.

1. Организационный аспект. В объяснительной записке к «Основным положениям преобразования судебной части в России» 1862 г. отмечалось, что «мировые судьи должны быть по преимуществу местными судьями и хранителями мира; общее доверие местных обывателей составляет необходимое ус­ловие их назначения, а потому правительство было бы поставлено в крайне затруднительное положение, если бы приняло на себя их избрание; ибо начальствующим лицам, во всяком случае, труднее найти столь значительное число вполне достойных лиц для замещения всех должностей мировых судей, чем обывателям каждой местности приискать людей для определенного округа».[4] О прямых всенародных (всесословных) выборах речь, разумеется, не шла. В качестве избирателей подразумевались органы местного самоуправления — земства. Недвусмысленно выглядела формулировка принципа выборности в самих Судебных уставах: «Мировые судьи избираются всеми сословиями в совокупности и утверждаются Правительством» (ст. 10 Учреждения судебных установлений).[5] Тем самым центральная власть оставляла за собой право контроля за выборами, что делали от ее имени губернаторы, министр юстиции и Правительствующий Сенат.

Поскольку выборы осуществлялись земствами, а также в целях упрощения административного надзора за процессом избрания и деятельности мировых судей, территориальная организация мировой юстиции была синхронизирована с земской: мировой округ совпадал с уездом. Списки лиц, обладающих правом баллотироваться в мировые судьи, составлялись председателем уездного земского собрания по согласованию с уездным городским головой и действующими мировыми судьями. Далее список передавался губернатору, который мог делать замечания по кандидатурам, носившие, однако, для земского собрания рекомендательный характер. С 1879 г. губернатору было предоставлено право сообщать свои отзывы об уже избранных мировых судьях непосредственно в Сенат, утверждавший их в этой должности. Таким образом, губернаторский контроль стал не только предварительным, но и последующим, причем во втором случае губернатор не был обязан ставить земские органы в известность о замечаниях. С 1881 г. помимо общих отзывов губернаторы извещали Сенат и о политической благонадежности избранных мировых судей, и это на практике приобрело характер обязательной аттестации.

Мировые судьи избирались земским собранием большинством голосов, тайным голосованием. При отсутствии на собрании кворума (не менее 12 гласных) выборы проводились губернскими земствами.

В законе содержалось и особое «право единогласного избрания» мировых судей. Его использование давало возможность избрать тех лиц, которые, не удовлетворяли установленным цензам (очень высокому имущественному, [возрастному и служебно-образовательному). В первоначальной редакции Учреждения судебных установлений единогласие подразумевало консенсус «полного законом определенного числа гласных», но поскольку на практике достичь этого было тяжело, уже через год формулировка была изменена на «всех присутствующих».[6] В итоге «право единогласного избрания» было ликвидировано Законом от 15 июня 1912 г.

Несмотря на административный контроль, земства все же реально влияли на состав корпуса мировых судей. В последнем, как в зеркале, отражались земские настроения. Некоторая оппозиционность местных учреждений по отношению к Правительству передавалась и мировым судьям. Известны факты и, так сказать, оборотной стороны медали: практиковались «раздачи» должностей мировых судей (особенно почетных, которые занимали этот пост без вознаграждения и чаще по совместительству) в знак уважения и любезности — губернаторам, другим «полезным» людям. Сопряженная с единогласным избранием, эта порочная традиция приводила в судейские кресла лиц весьма далеких даже от элементарных познаний в области права и, как следствие, к судебным ошибкам.

Используя указанные полномочия, земства пытались решать возникающие организационные проблемы. Так, многие съезды мировых судей (апелляционная и кассационная инстанции) испытывали трудности с обеспечением явки судей на сессии: отдаленность участков, большая загруженность мешали периодически собираться, и часто невозможно было составить ни одного полноценного присутствия (минимум три судьи). Подобное положение не только осложняло работу, но и подрывало авторитет мирового суда. Методом проб и ошибок была выработана практика, легализованная впоследствии Законом от 15 июня 1912г.: мировому съезду придавался постоянный, а не периодический характер путем избрания на постоянной основе председателя съезда и установления очередности по участию в съезде мировых судей.

Часто обращались земства и с ходатайствами к административным властям по поводу организации деятельности мировой юстиции. Но если это касалось принципиальных интересов самодержавия, отклика ходатайства не получали. Отметим два вопроса, относительно которых позиция местного самоуправления была наиболее единодушной и активной.

Первый касался имущественного ценза, установленного для кандидатов в мировые судьи. Рамки его были чрезвычайно высоки: владение землей, вдвое превышающей размер, определенный для того, чтобы принимать участие в избрании гласных уездного земского собрания (в зависимости от уезда это составляло от 430 до 870 га), либо владение иной недвижимостью стоимостью не ниже 15 тыс. рублей, а в городах— недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога: в столицах — Санкт-Петербурге и Москве — не менее 6 тыс. рублей, в прочих городах — не менее 3 тыс. рублей. Выполнить такое условие могли далеко не все желающие баллотироваться, и нередко вакантных мест оказывалось больше, чем лиц, на них претендующих. Это буквально парализовало работу мировых судов.

Земства неоднократно ходатайствовали об упразднении или хотя бы понижении рамок имущественного ценза, но получали в ответ лишь глухое молчание властей. Примечательно, что сомнения в целесообразности установления столь высокого размера имущественных требований возникали уже в процессе разработки Судебных уставов.[7] Но все сомнения перевешивал один аргумент: при помощи высокого имущественного ценза обеспечивалось преобладание дворянства в составе мирового судейского корпуса.

Другой показательный факт — протесты местного самоуправления против учреждения в 1889 г. института земских участковых начальников.

При этом рушились не только надежды земств распространить свою власть на сельские волости, но и относительно единая система мирового суда — он фактически упразднялся в тех губерниях, где вводилось Положение от 12 июля 1889 г.[8] Земства встали на защиту мировой юстиции (защищая одновременно и себя), но, как и в предыдущем случае, их просьбы были проигнорированы, за исключением нескольких крупнейших российских городов: Санкт-Петербурга, Москвы, Астрахани, Вильно, Казани, Кишинева, Нижнего Новгорода, Одессы, Саратова, Харькова.

Помимо избрания мировых судей земствам было делегировано право устанавливать время и место собраний мировых съездов и число судебных приставов при них. В основном это связывалось с тем, что на земства возлагались заботы о финансировании и материально-техническом обеспечении мировой юстиции. Поэтому (например, при отсутствии средств) приставы могли не назначаться, а их функции передавались полиции. Позднее Законом 1912 г. земским собраниям было предоставлено право самостоятельно устанавливать число мировых участков в уезде (вместе с заключением мирового съезда расписание участков передавалось на утверждение министру юстиции) и определять в соответствии с этим количество участков мировых судей.

2. Финансовый и материально-технический аспект. Со времени своего основания мировые суды практически полностью находились на содержании земств. Из уездного бюджета (в Санкт-Петербурге и Москве — из городского) на «содержание, разъезды, наем письмоводителя и рассыльного и на канцелярские расходы» выделялась сумма в 1500 рублей серебром годовых (2200 рублей — в Санкт-Петербурге и Москве), что равнялось жалованью, которое получал член окружного суда. Земствам вместе с тем предоставлялось право финансирования мировых судов и свыше установленных рамок, если на то имелись средства. Помимо денежного содержания земства содействовали в найме служебного и жилого помещений для мирового судьи.

Естественно, переложение всех финансовых тягот на местные бюджеты значительно облегчало нагрузку на государственную казну. Тем не менее в тех губерниях Российской империи, где земские органы не учреждались вообще или их образование затягивалось, финансирование мировых судов осуществлялось из государственных средств.

Статистика показывает, что земства выделяли на мировую юстицию от 8 до 25 % своих бюджетов.[9] Любопытно, как соотносились эти цифры с сословным составом земских собраний, другими расходами.

К концу 1870-х годов гласные от сельских обществ составляли в земских собраниях 38—58 % от общего числа. В тех губерниях, где этот процент был наименьшим (38—49 %, например, Санкт-Петербургская, Московская, Новгородская, Симбирская губернии), отчисления на мировой суд оказывались, наоборот, наибольшими — в среднем 14,6%, причем восемь губерний (Херсонская, Орловская, Санкт-Петербургская, Екатеринославская, Харьковская, Черниговская, Смоленская, Бессарабская) выделяли на эти нужды от 15,2 до 25,5 % своих бюджетов. Там же, где крестьянские гласные составляли большинство (50-58 %, например, Пермская, Вологодская, Вятская, Олонецкая губернии), аналогичные расходы составляли 10,5 %. Одновременно изменялись и другие главнейшие статьи бюджета. В основном подобная обратная зависимость коснулась расходов на народное образование: средние показатели выглядели так: 17,5 % в земствах с долей крестьянских гласных 50 % и выше, 12—13 % в так называемых «землевладельческих» земствах, где крестьян было меньшинство. А вот траты на здравоохранение держались на одном уровне (17—18 %) везде независимо от сословного состава земских собраний.

Приведенные цифры проясняют приоритеты земств: «крестьянские» больше внимания уделяли просвещению, «землевладельческие» (читай — дворянские) — дворянскому же мировому суду. Однако абсолютные цифры не дают оснований полагать, что в «крестьянских» земствах мировой суд пребывал в нищете и забвении. Так, Вятская губерния расходовала на него в 1879 г. 164 тыс. рублей из общего бюджета в 1 млн. 800 тыс. рублей, что составляло 9 %, а Владимирская («землевладельческая») — только 144 тыс. рублей из общего бюджета в 995 тыс. рублей, т. е. 14,5 %. В некоторых уездах Пермской губернии годовое содержание мирового судьи достигало 3 тыс. рублей.

С началом контрреформ мировые суды начали постепенно переводиться на казенное финансирование. Связано это было с общей тенденцией бюрократизации мировой юстиции, с укреплением финансового состояния страны, а также со стремлением устранить финансовую зависимость мировых судей от земств, о которой говорили в обществе как о зависимости от «местной власти тьмы» — всесильного воротилы, его партии, знакомых, родственников, должников и т. д. По закону 1912 г. за местным самоуправлением осталась лишь материально-техническая сторона: предоставление средств сверх казенного жалования на наем жилья и служебного помещения.

3. Контрольный аспект был наиболее слабым во взаимоотношениях российских земств и мировых судов. Естественно, что контроль за деятельностью судов со стороны административных учреждений противоречил принципу независимости судебной власти. Однако существовавшее положение объяснялось в большей степени иными обстоятельствами. Надзирателей за мировыми судами было достаточно и без земств: губернатор, министр юстиции, Сенат. Передача контроля за деятельностью судов в руки местного управления означала бы утрату правительственного контроля над уездной властью в целом. А до 1890 г., до издания нового земского положения, такой передачи и быть не могло, ибо, во-первых, земства являлись общественными органами, а любой общественный контроль над государственной властью в условиях са­модержавия — абсурд, во-вторых, в силу своего негосударственного статуса земские органы не обладали соответствующими инструментами контроля.

Иначе говоря, рассматриваемый нами контрольный аспект заключался в участии представителей земских учреждений в ревизиях финансовой деятельности мировых судов, что совершенно логично, учитывая огромную роль земств в этой области. Председатель земского собрания уезда, председатель и члены уездной управы, городской голова и гласные городской думы уездного города участвовали в работе комиссий по проверке денежных сумм, документов и книг мирового съезда, а депутаты от уездной управы и городской думы — в ревизиях деятельности единоличных мировых судей. Будучи осведомленными о финансовом состоянии мировой юстиции, земства могли реагировать на возникающие проблемы доступными им средствами: изменением пропорций статей расходов, ходатайствами в вышестоящие инстанции.

Итак, во взаимоотношениях органов местного самоуправления и мировых судов в России во второй половине XIX — начале XX в. отчетливо просматриваются два этапа. Первый этап связан с господством теории об общественном характере и органов местного самоуправления, и мировых судов. В это время (1864 — конец 1870-х годов) их взаимодействие было максимальным во всех аспектах. Второй этап обусловлен изменением в представлениях о природе мировой юстиции и местного управления, переходом к «государственной» точке зрения на эти институты (конец 1870-х — 1917 г.). На этом этапе их взаимоотношения строятся по принципу разделения полномочий по государственно-административной вертикали: местному управлению делегируется в основном организационный аспект, но под строгим контролем губернских, т. е. вышестоящих властей.

* Кандидат юрид. наук, доцент Калининградского государственного университета.

[1] Объяснительная записка к проекту новой редакции Учреждения судебных установлений / Высочайше учрежденная комиссия для пересмотра законоположений по судебной части. СПб., 1900. Т. 1. С. 56.

[2]  Собрание узаконений и распоряжений Правительства. 1912. № 1003.

[3] Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М., 1995. С. 5.

[4] Цит. по: Джаншиев Г. А. Из эпохи великих реформ. 4-е изд. М., 1893. С. 451-452.

[5] Полное собрание законов Российской империи (далее — ПСЗРИ). Собр. 2-е. Т. XXXIX. № 41475.

[6] Там же. Т. XLI. № 44207.

[7] Коротких М. Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 года в России. Воронеж, 1989. С. 148.

[8] ПСЗРИ. Собр. 3-е. Т. IX. № 6196.

[9] Эти и нижеприведенные данные см.: Максимов Е. Содержание судебно-мировых учреждений в ряду других земских расходов// Юридический вестник. 1887. Кн. 5. С. 152-156.
Категория: История государства и права РФ | Добавил: Aziz001 (02.05.2011) | Автор: Лонская С. В.
Просмотров: 1482 | Теги: теория государства и права, Лонская С. В., ТГП, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде