Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » История государства и права РФ

На правах рекламы



Коновалов И. Н. Из истории становления российского кооперативного законодательства, конец XIX - начало XX в.
Из истории становления российского кооперативного законодательства, конец XIX - начало XX в. / 

Коновалов, И. Н.
Из истории становления российского кооперативного
законодательства, конец XIX - начало XX в. /И. Н. 
Коновалов.
//Правоведение. -1995. - № 2. - С. 108 - 116
Библиогр. в подстрочных примечаниях.



ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - КОНТРОЛЬ - КООПЕРАТИВЫ - 
КООПЕРАЦИЯ - КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ - ПРАВОВОЕ 
РЕГУЛИРОВАНИЕ - РОССИЯ[ДО 1917] 
Материал(ы):
Из истории становления российского кооперативного законодательства (конец XIX - начало XX в.) [Журнал "Правоведение"/1995/№ 2]
Коновалов И.Н.

Пройдя ряд этапов в своем развитии - от зарождения в 60-х годах XIX в., первого подъема в 70-80-х годах, спада с конца 80-х до конца 90-х годов, оживления и расцвета в начале XX в., - российская кооперация занимает с середины 900-х годов заметное место в народнохозяйственной системе страны, особенно ее аграрном секторе.

Формируясь по преимуществу как общественно-хозяйственная организация, кооперация с трудом завоевывала свой правовой статус и авторитет в общественном мнении. И если ее хозяйственная деятельность так или иначе нашла отражение в литературе, то история становления российского кооперативного законодательства еще не привлекла в должной мере внимание исследователей. Сравнительно немногочисленные работы, затрагивающие этот аспект кооперативного движения, написаны в дореволюционный период или первые годы Советской власти и посвящены либо общим правовым проблемам, либо отдельным вопросам кооперативного законодательства, как правило, в узких хронологических рамках.1

После Октября 1917 г. период дореволюционной истории российского кооперативного законодательства надолго оставался вне сферы внимания исследователей и лишь в последнее время эта тема стала затрагиваться в статьях, монографиях, диссертациях.2 Однако до настоящего времени в современной историографии она так и не получила сколько-нибудь полного освещения. Поэтому особый интерес представляет исследование истории становления кооперативного законодательства России в конце XIX - начале XX в.

Вплоть до XX столетия кооперативная деятельность отличалась относительно слабым развитием, охватывала незначительное количество населения. Во главе кооперативного движения стояли либеральные, но вполне благонадежные помещики-земцы, чиновничество, духовенство. По их инициативе в 70-е годы при Московском обществе сельского хозяйства был образован особый Комитет о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществах. В это же время было создано Петербургское отделение Комитета, которое и взяло па себя всю практическую работу по распространению кооперативных идей и созданию кооперативов на местах.

Ситуация в кооперативном движении резко изменилась с середины 900-х годов, когда оно стало приобретать массовый характер. По свидетельству С.Н.Прокоповича, к этому времени российское кооперативное движение было представлено различными видами кооперативов: 137 мелкими сельскохозяйственными обществами, 51 маслоделательной артелью в Сибири, 743 ссудо-сберегательными товариществами, 94 кредитными товариществами и 600 потребительских обществ.3 Кооперация превращалась в один из важнейших факторов русской общественной жизни.

На какой же правовой основе развивалось российское кооперативное движение?

Самодержавный режим боялся свободного развития кооперации. Поэтому с самого начала кооперативное движение было взято под подозрение и контроль. Оно нормировалось законодательными актами и административными распоряжениями. Каждый вид кооперативов находился в ведении различных ведомств (кредитные кооперативы - в ведении Министерства финансов, потребительские - Министерства внутренних дел, артели - Министерства торговли и промышленности, сельскохозяйственные товарищества - Министерства земледелия и государственных имуществ), а порядок их возникновения и деятельности регламентировался «нормальными», т.е. одинаковыми для всей России, или «образцовыми» уставами, разрабатывавшимися соответствующими министерствами. Из-за отсутствия специального кооперативного закона министерства при разработке первых уставов кооперативных учреждений руководствовались положением «О благотворительных обществах и кассах».4 В соответствии с ним утверждение уставов предоставлялось начальнику Главного управления по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел. В случае включения в устав каких-либо «правил, льгот и преимуществ, не предусмотренных действующим постановлением, требовалось решение Совета Министров и Высочайшее разрешение».

После утверждения устава кооперативы должны были руководствоваться и управляться «частью общими для подобных установлений в ведомстве МВД узаконенными правилами, частью особенными, по местным обстоятельствам, с утверждения начальства допущенными». Но и па этом бюрократическая вакханалия власти не заканчивалась. Кооперативные организации, как и благотворительные общества, должны были соблюдать следующие правила: 1) предоставлять ежегодные отчеты начальнику Главного управления по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел по «предназначению уставов»; 2) отчеты удостоверялись самими учредителями или Советами в том, что они «составлены верно противу подлинных шпуровых книг и имеющихся документов». Местный контроль за кооперативными организациями осуществлялся начальниками губерний.

Особенно явно надзор бюрократической власти проявлялся в отношении кредитных кооперативов - ссудо-сберегательных товариществ и обществ. Для этого были привлечены средства Государственного банка и сберегательных касс и создана целая система государственного кредитования кооперативных и сословных учреждений мелкого кредита. А так как государство, выступая в роли кредитора, имело несомненное право контроля над деятельностью кредитующихся учреждений, то была создана сложная и разветвленная система органов надзора, полномочия которых выходили далеко за пределы простого контроля и определения кредитоспособности.

С конца 90-х годов XIX в. и вплоть до середины 900-х проблемы мелкого кредита привлекали внимание не только правительства, но и широких кругов общественности. Вопросам кредитования, особенно крестьянства, посвящались статьи в газетах и журналах, брошюрах и книгах, обсуждавших теорию и практику кредитного дела.5 В отношении тенденций развития системы мелкого кредита в литературе выделялись два направления: реакционно-консервативное и буржуазно-дворянское. Первое всеми силами стремилось сохранить старый, традиционный курс аграрной политики, базировавшийся па сословной обособленности крестьянства, неприкосновенности общины и принципе «попечительности» властей над крестьянским «миром». Однако понимая, что в новых условиях это невозможно, его сторонники предлагали несколько облегчить выход крестьян из общины и ограничить ее роль, с тем чтобы как-то разрядить земельную тесноту за счет выделения крайних полярных слоев крестьянства, упорядочить землепользование и открыть некоторый простор крестьянской инициативе.

Другое, буржуазно-дворянское, направление полнее отражало потребности капиталистического развития страны, стремясь в то же время совместить их с интересами самодержавия. Основную задачу правительственной аграрной политики представители этого направления видели в содействии капиталистическому развитию деревни, постепенному изживанию общины и правовой обособленности крестьянства. Однако предпринять какие-либо радикальные шаги в области аграрной и кредитной политики правительство в то время не решилось, ограничившись частными мерами.

Половинчатость и двойственность правительственной политики в полной мере проявились при попытке создания особой кредитной системы для мелких производителей. Ее основные положения были разработаны Министерством финансов в 1895 г., однако они остались только па бумаге. Министерство так и не смогло полностью реализовать их и перестроить деятельность существовавших уже кредитных учреждений, вынужденных приспосабливаться к действовавшему крестьянскому законодательству.6 Итогом обсуждения этих вопросов в Министерстве финансов и правительстве стали два Положения об учреждениях мелкого кредита, Высочайше утвержденные 1 июня 1895 г. и 7 июня 1904 г.,7 которые и положили начало становлению кооперативов данного типа. Ими предусматривалось два вида кредитных кооперативов: кредитные товарищества и ссудо- сберегательные товарищества и кассы.

Целью кооперативных учреждений мелкого кредита было предоставление малоимущим лицам, а также сельским обществам, товариществам, союзам возможности получать на сносных условиях ссуды для развития хозяйственной деятельности и помещать сбережения для приращения капиталов. Оба Положения так и не уделили необходимого внимания целевому назначению кредита. Главной целью законодательных актов являлась уравнительная задача сохранения общей платежеспособности общины и деревни в целом.

Создававшиеся кредитные кооперативы нового типа - кредитные товарищества отличались от ссудо-сберегательных прежде всего отсутствием паевых взносов. Основной капитал их образовывался из ссуд Государственного банка. Именно так предполагалось привлекать в кредитные кооперативы бедные слои деревни, па которые прежде всего и ориентировались оба Положения. В остальном различия между этими видами кооперативов были не столь существенны. Во главе тех и других стояли выборные правления и советы. Ссудо-сберегательные товарищества также могли пользоваться кредитом Государственного банка, но только после представления первого годового отчета. Обоим видам кооперативов предоставлялось право пополнять свои оборотные капиталы за счет частных займов и вкладов.

Общее управление кредитными кооперативами, как указывалось, сосредоточивалось в Министерстве финансов. И если паевые товарищества по-прежнему пользовались определенной автономией в делах самоуправления, то кредитные товарищества фактически передавались руководству Государственного банка, его «IX отделу инспекции», который должен был осуществлять контроль над ними через своих представителей - инспекторов мелкого кредита.

В образцовых уставах, переизданных в 1905-1906 гг. в связи с введением новых законов, специально указывалось, что в случаях употребления ссуд не по назначению правления имели право требовать их досрочного возвращения. В качестве обеспечения кредита по-прежнему признавались личное доверие, поручительство и залог продуктов сельского хозяйства и инвентаря. Причем в ссудо-сберегательных товариществах по новым уставам кредит открывался без учета паевых накоплений, что также отражало проявлявшуюся тенденцию властей к выравниванию их участников.

Новые законы предусматривали объединение кредитных кооперативов в союзы. Однако на пути создания союзов стояли серьезные ограничения. В каждом отдельном случае требовалось специальное разрешение Комитета министров по представлению министра финансов. Кроме того, земства получили право создавать но своей инициативе кредитные и ссудо-сберегательные товарищества, предоставляя им средства для образования основных и оборотных капиталов.

В целом новые законы искусственно отделяли кооперативный кредит от всех остальных видов кредитования. Сословные кредитные учреждения продолжали курироваться Министерством внутренних дел. Кредитные же кооперативы полностью перешли в ведение Министерства финансов, хотя оно требовало передачи ему всей системы мелкого кредита. При Государственном банке в качестве самостоятельного департамента учреждалось специальное Управление по делам мелкого кредита, на которое возлагался высший надзор за всеми кредитными кооперативами. Кроме того, образовался межведомственный Центральный комитет по делам мелкого кредита, в который входили представители всех заинтересованных ведомств - Министерства финансов, внутренних дел, земледелия и государственных имуществ, юстиции и государственного контроля.

В регионах создавались губернские комитеты по делам мелкого кредита. Кроме представителей местных властей (губернатора, вице-губернатора, членов губернского правления), сюда включались местные предводители дворянства, предводители земских управ или их члены. Губернские комитеты решали вопросы об открытии учреждений мелкого кредита, о целесообразности их деятельности в той или иной местности, выдаче ссуд из казенных средств, назначении ревизий и т.д.

Непосредственный надзор над кредитными кооперативами осуществляли управляющие конторами и отделениями Государственного банка, при которых создавалась широкая сеть инспекторов мелкого кредита. На них и возлагалось производство ревизий, инструктаж, проверки годовых отчетов, делопроизводства и счетоводства подведомственных учреждений. Ревизиям подлежали все кооперативные организации, которые пользовались кредитом или ссудой Государственного банка. В отношении них инспектора пользовались весьма обширными полномочиями -вплоть до временного устранения членов правлений и советов.

Так, под флагом борьбы со злоупотреблениями, за повышение специальной подготовки руководства учреждений мелкого кредита большая часть их была поставлена под мелочную опеку правительства, что не могло не сказаться па их деятельности и на общем развитии кредитной кооперации в стране.

После первых ударов революционных событий 1905 г. кризис самодержавной власти проявился со всей очевидностью и в области кооперативной политики.

Однако царизм считал себя еще достаточно сильным и способным ограничить кооперативное движение административными рамками, не прибегая к коренным реформам. Определенной тактической уловкой самодержавия явилось принятие 4 марта 1906 г. «Временных правил об обществах и союзах».8

Новый документ в ряде статей повторял предыдущие. Вместе с тем его можно назвать первым специальным кооперативным законом в России. Закон состоял из 39 статей и его предваряло краткое введение, где говорилось, что «до издания общего закона об обществах и союзах к ним применяются временные правила...» Что же было нового в их содержании?

Статья 1 «Временных правил» начиналась с определения общества и союза. «Обществом по смыслу правил... починается соединение нескольких лиц, которые, не имея задачею получение для себя прибыли от ведения какого-либо предприятия, избрали предметом своей совокупной деятельности определенную цель, а союзом -соединение двух или нескольких таких обществ, хотя бы через посредство их уполномоченных». Этому вольному определению кооператива необходимо уделить особое внимание. В литературе того времени давно был решен вопрос о том, что является кооперативом, на каких принципах он основывается, какие цели преследует.9 Большинство кооперативных деятелей определяли кооператив как добровольное объединение лиц, действующее па основе равноправия его членов, в целях их хозяйственного и духовного роста. Отличительными чертами истинной кооперации считались: самостоятельность, самодеятельность и личная заинтересованность ее членов в достижении высоких экономических результатов. Между тем закон игнорировал основные кооперативные принципы, страдал односторонностью и незаконченностью формулировок.

Согласно ст.2 «Временных правил», «общества и союзы могут быть образованы без испрошения на то разрешения правительственной власти». Эта статья явилась важным завоеванием кооперативного движения. Кооперативы в России могли создаваться или на основании устава, или но договору. В связи с трудностями в регистрации кооперативов была широко распространена договорная форма их организации. Ее особенностью являлось то, что договоры, заключаемые между членами кооператива, можно было не регистрировать, подобно уставам. Это позволяло существовать, хотя и без регистрации, но на законном основании, многим товариществам и особенно трудовым артелям. Попятно, что такие кооперативы не являлись юридическими лицами. Это сказывалось па их практической деятельности, в частности при заключении различных сделок. Основной смысл договорной формы состоял в возможности беспрепятственного открытия кооператива с тем, чтобы позднее оформить его в качестве юридического лица.

На этом уступки административной власти заканчивались. Статья 3 «Временных правил» давала неограниченные полномочия охранительному ведомству. «Министру внутренних дел предоставляется во всякое время, по ближайшему своему усмотрению, закрывать общества, в коих образованы отделения, а также союзы, если деятельность этих обществ и союзов признается им угрожающею общественному спокойствию или безопасности».

Немудрено, что о природе кооперативного движения правительство судило с узко полицейской точки зрения. Поэтому законом принимались превентивные, запретительные меры, особенно в отношении служащих правительственных учреждений, казенных и частных железных дорог, телефонных предприятий общего пользования. Так, ст.9 допускала «образование обществ для удовлетворения духовных и материальных своих потребностей, но не иначе, как на основании устава, утверждаемого начальством». Статья К) особо указывала, что «общества не могут в своей деятельности преследовать цели политические или же несовместимые с требованиями служебного долга. Соединение указанных обществ в союзы воспрещается». Кроме того, ст. 12 запрещала служащим данных учреждений и ведомств «образование обществ вне их среды», и участие в таких обществах могло быть воспрещено, если «это будет признано их начальством несоответствующим требованиям службы».

По свидетельству исследователя рабочей кооперации М.Балабанова, «начала зависимости железнодорожных обществ были доведены до полноты и совершенства».10 Нормальные уставы, изданные после выхода «Временных правил», для железнодорожных обществ заменяли общие собрания пайщиков собраниями уполномоченных, выборы в которые производились даже не голосованием на районных собраниях, а путем записок, отсылаемых в правление. Как правило, председатель собрания уполномоченных не избирался собранием, а назначался управлением дороги. Уставы также требовали сообщать начальникам о каждом собрании органов управления общества, предоставлять отчеты и списки выборных лиц. Начальники дороги могли отменить постановления выборных органов, даже закрыть общество.

Потребительские общества и сельскохозяйственные товарищества находились в лучших условиях, чем кредитные и железнодорожные кооперативы. Но и они допускались только при выполнении двух условий: если принимали нормальный устав и если среди учредителей не было лиц, с точки зрения полицейского надзора, неблагонадежных. Нормальные же уставы были построены так, что стесняли деятельность товарищества и почти лишали его всякой кредитоспособности. Потребительским и сельскохозяйственным кооперативам позволяли закупать то, что им было нужно, и, как правило, разрешали основывать кооперативные союзы.

В соответствии с нормальными уставами потребительские и сельскохозяйственные общества могли лишь обсуждать на общих собраниях вопросы, имеющие непосредственное отношение к определенной уставом деятельности общества, и притом только те, которые были доведены до сведения начальника местной полиции. В любое время по распоряжению губернатора могла быть произведена ревизия дел общества. Мелочная опека доходила до того, что «сельскохозяйственное общество имело право только с разрешения Министерства земледелия и государственных имуществ сохранять в зале своих заседаний портреты тех из своих членов и других лиц, кои своими трудами принесли особую пользу сельскому хозяйству». Как потребительские, так и сельскохозяйственные общества могли быть закрыты по распоряжению губернатора или министра внутренних дел."

Таким образом, нормальные уставы всю деятельность кооперативных обществ отдавали на откуп административной власти и местной бюрократии, что, естественно, не могло не привести к всевозможным злоупотреблениям.

К середине 900-х годов XX в. в основном завершилась кодификация нормативных актов, определявших структуру складывавшейся кооперативной системы, ее виды, направления и характер деятельности. Однако кооперативное законодательство России того времени продолжало страдать разнохарактерностью, сепаратностью правительственных узаконений и распоряжений. Единый закон о кооперации отсутствовал, что было выгодно правительству, поскольку позволяло ему сохранять контроль над кооперативным движением.

Все эти недостатки давно уже находились в центре внимания кооперативной общественности. На первом Всероссийском кооперативном съезде 1908 г. в Москве определенно был поставлен вопрос о выработке проекта кооперативного закона, который: 1) устранил бы опеку над кооперацией и заменил разрешительный (концессионный) порядок открытия товариществ явочным (регистрационным); 2) стал бы единым законом для всех видов кредитных товариществ; 3) обеспечил бы свободу соединения кредитных товариществ в союзы.12

Съездом была избрана особая комиссия, которая и выработала первый проект кооперативного закона. По закрытии съезда дальнейшая разработка проекта перешла к комиссии законодательных предположений при Петроградском отделении Комитета о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществах. Комиссия возглавлялась кн. К.В.Кекаутовым - одним из создателей нового кооперативного закона. Кроме него в нее вошли известные кооператоры М.Л.Хейсин, А.В.Меркулов, А.А.Исаев и др.

В переработанном виде проект рассматривался на кооперативных съездах в Петербурге (1912 г.) и Киеве (1913 г.). Киевский съезд принял текст законопроекта окончательно, поручив комиссии законодательных предположений внести необходимые редакционные поправки, а Комитету принять меры, необходимые для внесения законопроекта в законодательные учреждения. Поручение съезда было выполнено. Законопроект был внесен в Государственную Думу в порядке думской инициативы и принят Думой почти без всяких изменений.

В Государственном Совете при рассмотрении законопроекта возникли затруднения, связанные со стремлением разъединить кооперацию и изъять из-под действия закона кредитные, ссудо-сберегательные товарищества и некоторые другие виды кооперативных учреждений. Министерства начали спешно вырабатывать отдельные законопроекты для различных видов кооперации. Особую активность проявило Министерство внутренних дел, в частности департамент полиции. В мае 1916 г. охранительное ведомство подготовило к заседанию Совета Министров «Записку», в которой обосновывало свою позицию по проблеме кооперативного законодательства.13 Департамент полиции особенно беспокоило то, что по проекту «съезды очередные и чрезвычайные созываются без всякого разрешения правительственной власти». При чтении отдельных статей законопроекта ведомство усмотрело явное стремление составителей как можно более расширить компетенцию съездов и поставить их в положение, независимое от правительственной власти. Вызывало недовольство отсутствие в проекте указания на право министра торговли и промышленности закрывать съезды и их местные отделы при обнаружении в их деятельности чего-либо противного государственному порядку, общественной безопасности и нравственности.14

Однако похоронить новый кооперативный закон правительственной власти не удалось. Февральская революция изменила ситуацию в стране и отношение к кооперации. Одним из первых актов Временного правительства было утверждение проекта кооперативного закона в редакции Государственной Думы и его опубликование 20 марта 1917 г. под названием «Положение о кооперативных товариществах и союзах».

Так кооперация в России получила не только экономическое, но и юридическое признание. Новый закон совершенно устранил действовавшую до сих пор разрешительную систему. После вступления закона в силу каждое кооперативное товарищество могло свободно возникнуть, выработать для себя устав, соответствующий местным потребностям и нуждам. Устав представлялся в окружной суд только для регистрации, т.е. для записи в книгах особого (регистрационного) отделения суда и для опубликования этой записи в официальных изданиях. Суд рассматривал устав только с формальной стороны, т.е. решал вопрос о том, соответствует ли он закону, или пет. Если в уставе соблюдались все требования «Положения о кооперативных товариществах и их союзах» и если он не противоречил другим действующим законам, то суд был обязан зарегистрировать устав, для чего ему давался срок не более одного месяца. Со дня регистрации новое товарищество признавалось существующим и приобретало права юридического лица, получало возможность открыть свою деятельность.

Новый закон разрешал товариществам вступать в союзы и образовывать новые, причем в состав союза могли входить как однородные, так и разнородные товарищества, например, кредитные, сельскохозяйственные и потребительские. По закону образование союза происходило по тому же порядку, что и товарищество, т.е. следовало составить устав, согласный с законом, и представить его на регистрацию в окружной суд.

Товарищества и союзы, возникшие ранее опубликования нового закона, обязаны были преобразоваться в соответствии с законом в течение двух лет со дня его опубликования, следовательно, не позднее марта 1919 г.

Закон устранял все административные препятствия для созыва кооперативных съездов, как местных, так и региональных. В марте 1917 г. состоялся первый независимый Всероссийский съезд представителей кооперативных союзов, который образовал Совет Всероссийских кооперативных съездов. В его задачи входило представительство интересов и нужд кооперации перед правительственными и иными учреждениями, а также помощь низовым кооперативным организациям в деле правильного устройства их внутренней жизни.

В связи с этими переменами устранялась и финансовая опека. Управление по делам мелкого кредита было ликвидировано, а за ним через некоторое время - и инспекция мелкого кредита. Кредитование кооперативов взял па себя Московский Народный банк.

Вместе с тем, как отмечали исследователи, этот прогрессивный закон не был лишен недостатков.15 Так, в нем получили преимущественное отражение опыт и интересы лишь одного вида кооперации - потребительской, которая была ведущей в стране, а особенности других видов кооперации учитывались недостаточно. В законе нечетко решались некоторые другие вопросы. Например, что регистрируется окружными судами - устав или сам кооператив? Слишком общими были нормы о союзах, ничего не творилось о льготах кооперации (в частности, по налогообложению).

Однако эти недостатки не снижали общего положительного потенциала закона, который не потерял своей значимости и в последующее время. «Положение о кооперативных товариществах и их союзах» с некоторыми изменениями и добавлениями действовало в Советской России практически все первое послереволюционное десятилетие.

Итак, в рассматриваемый период российское кооперативное законодательство прошло длительный и сложный путь. Главной особенностью дореволюционного этапа развития отечественной кооперации являлось отсутствие специального кооперативного законодательства. Кооперация подгонялась под известные тогда формы хозяйственных предприятий и благотворительных учреждений. В самих же законах отсутствовало даже понятие кооператива. В основе законодательства, касающегося кооперации, лежал концессионный (разрешительный) характер открытия кооперативных организаций в административных органах власти.

После принятия 20 марта 1917 г. «Положения о кооперативных товариществах и их союзах» в России начинается новый этап в развитии кооперативного законодательства. Этот закон явился итогом полувековой борьбы российских кооператоров за хозяйственную и политическую независимость. Он определил важнейшие причинны, цели, формы, структуру кооперативного движения. Впервые было дано определение самого понятия «кооператив» и охарактеризованы его важнейшие стороны. Кооперация получила новые основные начала своего правового регулирования, а именно: явочный порядок возникновения кооперативов и регистрацию их в окружных судах: введение примерных уставов, которые имели лишь вспомогательный характер: строгое соблюдение закона в отношении кооперативной деятельности.

* Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологии Саратовской государственной академии права.

1 См.: Кулишер. Обзор русского и иностранного законодательства о кооперативных товариществах. СПб., 1906; Проект закона о кооперативных товариществах. М., 1912; Войцеховский. Кооперативное законодательство. М., 1914; Доброхотов Н.С. Положение об учреждениях мелкого кредита. СПб., 1914; Исаев A.A. Новое кооперативное законодательство. Пг., 1918.

2 См.: Корелин А.П. Сельскохозяйственный кредит в России в конце XIX- начале XX в. М., 1988; Кулаков В.В. 1) Закон 20 марта 1917 г. о кооперации и его место в истории кооперативного права в России // Советское государство и право. 1990. № 10; 2) История советского законодательства о кооперации (1917-1929):Автореф. канд. дис. М., 1991; Карелина С.А. Проблема развития кооперативного законодательства: историко-правовое и сравнительно-правовое исследование роли кооперации в предпринимательской деятельности: Автореф. канд. дис. М., 1994.

3 Прокопович С.Н. Кооперативное движение в России. Его теория и практика. 2-е изд. М., 1919. С. 1-3.

4 Свод законов Российской империи (далее - СЗ). Кн.IV. T.XIII-XVI. СПб., 1910. C.121-122.

5 См., напр.: Хитрово В. Сельский краткосрочный кредит // Вестник финансов, промышленности и торговли. 1886. № 15-17, 20; Соколовский П.А. Ссудо-сберегательные товарищества по отзывам литературы. СПб., 1895; Теpнep Ф.Г. Крестьянский кредит // Вестник Европы. 1899. № 1; Катаев Н. Сельский кредит и крестьянское хозяйство в России. М., 1902; Бородаевский С.В.: 1) Нужды мелкого кредита по мнению местных деятелей. СПб., 1904; 2) Ссудо-сберегательные и кредитные товарищества. СПб., 1906.

6 В соответствии с ним залоговой формой обеспечения ссуд и кредитов не могли быть продукты производства, земледельческие машины и орудия, а также недвижимость, состоявшая в полной собственности заемщика.

7 ПСЗ 3-е. Т. 15. Отд.1. № 11756; Т.24. Отд.1. № 24737.

8 СЗ. T.XIV. СПб., 1910. С. 133-135.

9 Туган - Барановский М.И. Социальные основы кооперации. 4-е изд. М., 1989.С.93-96.

10 Балабанов М. История рабочей кооперации в России. Очерки по истории рабочего кооперативного движения. М., 1928. С.53-55.

11 Проект Устава Общества потребителей. Утвержден министром внутренних дел 13 мая 1897г. М., 1907; Нормальный Устав для местных сельскохозяйственных обществ. Утвержден министром земледелия и государственных имуществ 28 февраля 1898 г. СПб., 1907.

12 Анфицеpов А.Н. Новый кооперативный закон и ближайшие задачи русской кооперации. М., 1917. С.5.

13 Анализ этого документа, полное название которого «Записка к законодательному предположению о съездах представителей кооперативных учреждений», впервые был дан А.П.Корелиным (см.: Отечественная история. 1992. № 4. С. 117-126).

14 Там же. С. 120; РГИА. Ф.1276. Оп.II. Д.329. Л.316-328.

15 Кулаков В.В. Закон 20 марта 1917 г. о кооперации... С.129.
Категория: История государства и права РФ | Добавил: Aziz001 (02.05.2011) | Автор: Коновалов И. Н.
Просмотров: 1642 | Теги: теория государства и права, ТГП, статья, Коновалов И. Н.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде