Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » История государства и права РФ

На правах рекламы



Какоурова Н. А. Прокурорский надзор в Сибири в пореформенное время конца 19 века
Прокурорский надзор в Сибири в пореформенное время конца 19 века. 

Какоурова, Н. А.
2001 
Аннотация: Опубликовано : Сибирский Юридический Вестник. - 2001. - № 3. 
Материал(ы):
Прокурорский надзор в Сибири в пореформенное время конца 19 века.
Какоурова Н. А.

Преобразование прокуратуры началось с проведения судебной реформы 20 ноября 1864 г. Реформированная прокуратура должна была наблюдать за точным и единообразным исполнением законов; были установлены принципы единства и строжайшей централизации органов прокурорского надзора, строгая иерархичность, несменяемость, независимость от местных органов[1]. 

Прокурорский надзор вверялся обер-прокурорам, прокурорам и их товарищам под высшим наблюдением министра юстиции. При окружных судах и при судебных палатах ставились особые прокуроры и товарищи прокуроров[2]. Прокуратура приобретала новый статус, прокурор становился одной из сторон в процессе. 

Дореформенный суд не обеспечивал правосудия, находясь под влиянием администрации, доступный подкупам, суд не мог гарантировать законность и правопорядок.

При обсуждении вопроса об улучшении судебной системы, правительство осознавало, что успешность мер будет зависеть от прокурорского надзора. Предвидя трудности в проведении реформы в Сибири, правительство создало в 1865 году комиссию под председательством статс-секретаря Буткова. Комиссия, учитывая географические, этнографические и национальные особенности Сибири, пришла к выводу осуществлять судебную реформу постепенно и осторожно[3].

В 1877 году министр юстиции направил в Сибирь генерал-губернаторам «общие соображения» и проекты о введении изменений в прокурорском надзоре. Согласно этим проектам прокуроры освобождались от различных занятий, так же как и в других губерниях империи[4].

Сибирские Учреждения, действовавшие в это время здесь, имели определенные особенности. Например, губернские и областные прокуроры являлись членами губернских и областных советов и принимали участие в работе присутственных мест. Также прокуроры рассматривали дела о подсудности, назначали следствие над должностными лицами, налагали административные взыскания, вели надзор за течением дел в губернских и уездных присутственных местах[5]. По Сибирским Учреждениям (ст.356 и ст. 391) губернские прокуроры и стряпчие должны были представлять в главное местное управление срочные ведомости о течении дел, представлять списки всех их замечаний, напоминаний и протестов, которые не были удовлетворены губернскими управлениями. Такие обязанности отвлекали лиц прокурорского надзора от дел, являющихся их исключительной компетентностью, но чтобы не нарушать в Сибири общего губернского управления, правительство нашло целесообразным оставить прокуроров членами губернских областных советов.

В период введения реформ прокуратура наделялась функциями, противоречащими Судебным уставам. Например, Закон от 7 марта 1866, начавший действовать во всех губерниях (в т.ч. и Иркутской) вводил представителя прокуратуры в состав губернского присутствия по крестьянским делам, прокурорам судебных палат присваивались звания вице-президентов всех губернских комитетов, нижестоящим прокурорам присваивались звания директоров этих комитетов[6].

Давая оценку прокурорскому надзору в этот период, Н. В. Муравьев называет прокуроров юрисконсультами по административным вопросам, т.к. они участвовали в работе губернских органов, имели право голоса, но не имели права протеста[7]. 

Закон 7марта 1866 г. наделил прокуроров новыми полномочиями: наблюдение за производством следствия, внесение всех уголовных дел в губернские и окружные суды, поддержание обвинения в суде по важнейшим делам.

Таким образом, круг дел прокуроров значительно расширялся. Кроме того, прокурорский надзор приобретает особое значение для Сибири по причине удаленности от высшей судебной власти. Перед министерством юстиции стояла еще одна немаловажная проблема, как личный состав. Должно было пройти время пока удастся привлечь в состав сибирских судов таких специалистов, которые соответствовали бы своим обязанностям.[8] В 70-х годах личный состав прокуратуры не способствовал воплощению этих идей, редко кто имел юридическое образование, особенно из окружных стряпчих. 

До введения должности товарища прокурора стряпчие разделяли все обязанности прокуроров, были уполномочены по поручению прокурора и его именем, наблюдать места заключения, в случае отсутствия прокурора выполняли все его полномочия. 

Закон от 30 июня 1868 г. наделял лиц прокурорского надзора необходимой самостоятельностью и независимостью от местных властей. На основании этого министр юстиции предложил: 

§ учредить должности прокуроров в тех регионах Сибири, где их еще не было (в Амурской и Приморской областях),

§ ввести должности товарищей прокуроров взамен губернских, областных, окружных и городовых стряпчих,

§ назначение и увольнение лиц прокурорского надзора предоставить министру юстиции,

§ увеличить должностные оклады работникам прокуратуры. 

Губернские прокуроры должны были получать 3500 руб., прокуроры Забайкальской области, Якутской и Приморской – 3000руб., Амурской – 2500., товарищи прокуроров – 1500 руб. (только в Приморской обл. – 1900 руб.).

Генерал-губернаторы Сибири, признавая эти меры необходимыми, соглашались с основными положениями и представляли некоторые свои замечания. Так, по мнению генерал-губернатора Восточной Сибири, особо важные дела должны были передаваться прокурору после того, как с ним о знакомиться губернатор или генерал-губернатор. Предполагалось, что прокурор может передать дело следователю только по согласованию с губернатором или генерал-губернатором[9]. Правительство, зная проблему вмешательства местной администрации, не пошло на такие уступки. По настоянию статс-секретаря Палена, эта статья проекта осталась без изменения. Судебные следователи теперь приступали к производству следствия по указанию прокурора и, таким образом, зависели от одного прокурорского надзора, зависимость от другой какой-то власти противоречила бы основным задачам реформы.

Закон 10 марта 1869 г. то же закреплял это положение, губернские прокуроры и их товарищи должны были осуществлять надзор за следствием. В переписке с генерал-губернаторами министр юстиции отмечал, что статьи Устава Уголовного Судопроизводства 1864 г. о предварительном следствии улучшают порядок производства следствия, потому что ставят следователя в строго определенные законом пределы, подчиняют производство следствия прокурорскому надзору[10].

Сибирских генерал-губернаторов не устраивало освобождение местного начальства от участия в назначении на судебные должности, учитывая отдаленность края, министр юстиции предложил сохранить за местным начальством право назначения и увольнения членов окружного суда. Проблему решили таким образом, что губернский прокурор дает согласие на представленную губернским судом кандидатуру окружного судьи и членов окружного суда, а право утверждения и увольнения от должности принадлежит генерал-губернатору[11]. 

Временные правила 1877г. распространяли в Сибири общий порядок прокурорского надзора. Следовательно, прокуроры освобождались от подачи срочных ведомостей в главные губернские и областные управления, ограничивались в обязанности представлять в те же управления списки с замечаниями или протестами[12]. Новые правила ограничивали местную администрацию от всех судебных дел и изменили всю систему отношений местного главного управления к суду.

Правительство стремилось усовершенствовать прокурорский надзор за следствием и делало поправки с учетом особенностей Сибири. Министром юстиции было внесено предложение генерал – губернатору Восточной Сибири о необходимости, предоставить товарищу прокурора способы хранения вещественных доказательств, получаемых от следователя. В проекте правил закрепили, что вещественные доказательства в виде денежных знаков, драгоценных камней, золотые и серебреные вещи, письменные документы и вообще предметы особенно ценные, могут быть переданы товарищем прокурора в особом сундуке, за его печатью, на хранение в кладовую местного казначейства. Остальные вещественные доказательства товарищ прокурора мог оставит при деле, в своем ведении или отослать на хранение в местное полицейское управление[13].

Облегченные правила судопроизводства от 11 октября 1865 г. и 10 марта 1869 г. определили, что лица прокурорского надзора должны рассматривать определения судов первой инстанции по делам о происшествиях, преступлениях и проступках, если виновные не известны; поддержание обвинения на суде по важнейшим уголовным делам. Основной проблемой реформы было освободить прокуратуру от общего надзора и сосредоточить ее работу в суде. В уголовном процессе, действительно, возросла роль прокуратуры, но в гражданском – уменьшилась, за 50 лет исследователями не было отмечено ни одного протеста прокурора по гражданским делам[14]. 

20 февраля 1883г. министр юстиции предоставил Государственному совету Записку, в которой отмечалось, что уголовные дела будут переходить в Сенат по протестам прокуроров (до этого замечания прокуроров вносились губернаторам), жалобы на губернские и окружные суды Восточной Сибири также будут рассматриваться в Сенате (по действующему закону жалобы рассматривались окончательно в Совете главного местного управления)[15].

Эти изменения расширяли права прокуроров и совершенствовали порядок судебного производства. Частные жалобы по-прежнему должны были окончательно разбираться на месте, но за этими делами сохранялся бы контроль. Сената и допускалось бы право прокурорского надзора требовать рассмотрения дела в Сенате. Министерство юстиции стремилось предоставить прокурорскому надзору возложение на следователей следствий по всем делам, которые признаются особо важными, независимо от тяжести наказания.

Воплощение реформы растянулось на 30 лет, и она проводилась не одноразовым принятием закона, а отдельными нормативными актами, под видом «временных норм», которые порой противоречили друг другу[16]. В прокурорском надзоре сложилось два направления: «губернская» прокуратура и «судебная», и та и другая претерпевали значительные изменения. В первоначальных редакциях нормативных актов прокурор ограничивался делами судебного ведомства[17]. Последующие законы распространили деятельность прокурора на многие не судебные ведомства. Прокурор должен был составлять обвинительные акты, заключения о прекращении преследования, протесты, канцелярская переписка, обвинительные речи.

Демократические преобразования создали прокуратуру с новыми функциями, с новой структурой, подняли уровень законности. По мнению исследователя С. М. Казанцева утверждение законности было достигнуто за счет упразднения общего надзора прокуратуры, но такие результаты были достигнуты только в центральных губерниях России[18]. В Восточной Сибири продолжал действовать Закон от 7 марта 1866 г., максимально приблизивший прокуратуру к суду, но все же сохранивший за ней надзорные функции.

Определяя значение преобразований, следует отметить, что прокуратура перешла к следственному и состязательному процессу. Прокурор стал не просто государственным обвинителем, а, как должностное лицо, теперь это блюститель закона и правопорядка, заинтересованный в установлении истины. Реформа 1864 г. определила невмешательство прокурора в деятельность суда, на прокурора возлагалось наблюдение за производством следствия, прокурор мог возбудить уголовное дело, поддерживать обвинение перед судом, приносить протесты в кассационном и апелляционном порядке, но прокурор всегда должен был осуществлять надзор за точным и безотлагательным исполнением закона. 

[1] Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1991. Т.9. С.98.

[2] Там же. С.45.

[3] Государственный архив Иркутской области. Ф.25. Оп.6 ед. Хр.431. Л.138. 

[4] ГАИО. Ф.25 Оп.6. Ед.хр.437. Л.147.

[5] Там же. Л.147.

[6] Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е: В 55 т. Спб: тип. 2-го отделения собст. Е.И.В. канцелярии, 1866. Т.41. С.204.

[7] Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности: Пособие для прокурорской службы. М.: Унив.тип., 1889. Т 1. С.59.

[8] ГАИО. Ф. 25,.Оп.6. Ед.хр.437. Л.148.

[9] ГАИО. Ф. 25,.Оп.6. Ед.хр.437. Л.149.

[10] Там же. Л.169.

[11] Там же. Л.184.

[12] Судебные уставы Императора Александра Второго в Сибири. Томскъ: Издание книжного магазина П.И. Макушина, 1897. С.28. 

[13] ГА ИО. Ф.25. Оп.6. Ед. хр. 437. Л.150.

[14] Российское законодательство Х–ХХ веков. М.,1991. Т.9. С.8. 

[15] ГАИО. Ф. 25. Оп.1. Д.47. Л.48.

[16] Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1991. Т.9. С.8.

[17] Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. М.: Унив.тип., 1889. Т.1. С.137.

[18] Казанцев С. М. История царской прокуратуры. СПб., 1993. С.125.
Категория: История государства и права РФ | Добавил: Aziz001 (02.05.2011) | Автор: Какоурова Н. А.
Просмотров: 948 | Теги: теория государства и права, Какоурова Н. А., ТГП, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде