Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » История государства и права РФ

На правах рекламы



Ганусенко И. В. Правовое регулирование налогообложения торговли и промышленности в России по законодательству Петра I
Правовое регулирование налогообложения торговли и промышленности в России по законодательству Петра I. 

Ганусенко, И. В.
2000 
Аннотация: Опубликовано : Сибирский Юридический Вестник. - 2000. - № 4. 
Материал(ы):
Правовое регулирование налогообложения торговли и промышленности в России по законодательству Петра I.
Ганусенко И. В.

Поддерживая развитие торговли и промышленности, Петр I ввел право свободной торговой и промышленной деятельности, разрешив в законном порядке заниматься данными видами деятельности всем категориям населения (сословиям), а не только лицам, проживавшим в городах.

Указом от 1 января 1699 г.[1] было разрешено осуществлять торговлю, предварительно записываясь в купечество крестьянам (казенным, патриаршим, монастырским и помещичьим), желавшим жить в г. Москве. При этом, указом 1709 г.[2] было запрещено купцам выходить в другое звание и вступать в разные казенные должности, все торгующие и промышленные люди обязаны были приписываться к посадам, иначе им запрещалось заниматься торговлей и промыслами.

13 апреля 1711 г., реализуя политику свободной торговли, Петр I принял указ и разрешил заниматься торговлей «всякому чину везде и всяким товаром, с платежом всех обыкновенных пошлин»[3].Данное положение было затем подтверждено указом 1714  г.[4],  по которому было разрешено всякому, какого бы то ни был звания, в том числе и дворянам, приписываясь к купечеству, за исключением военнослужащих, заниматься торговлей от своего имени и уплатой всех торговых сборов.

В дальнейшем, с расширением свободы торговли, Петр I решил объединить купечество в общественном и податном отношении. В виду этого, была проведена городская реформа, в результате которой все городское  население – граждане – были разделены на особые классы или гильдии. 

В соответствии с Регламентом Главного Магистрата 1721 г.[5] и Инструкцией Магистратам 1724 г.[6] действительные городские обыватели – регулярные граждане были разделены на 2 гильдии. К первой гильдии относились: банкиры, знатные купцы, имеющие значительные отъезжие торги, или торгующие разными товарами в рядах, городские доктора, лекари, аптекари, шкипера купечески кораблей, золотых и серебряных дел мастера, иконописцы и живописцы. Ко второй гильдии: все торгующие мелочными товарами и харчевными припасами, резчики, токари, столяры, портные, сапожники и другие ремесленники. Каждая гильдия избирала своего старшину для заведования общественными делами, который входил в Совет при Магистрате и обязаны были доносить об общественных нуждах и выгодах горожан.

Ремесленники разделялись на цехи (цунфты) и также избирали своих старшин (альдерманов). 

Отдельную категорию городского населения составляли чернорабочие и наемники.

Таким образом, лица, занимающиеся торговлей и промышленностью, по законодательству Петра I, составляют особую группу населения, независимо от принадлежности к сословным группам. Чаще всего такие лица называются просто купцами, так как, занимаясь торговой или промышленной деятельностью, обязаны уплачивать налог при осуществлении данного права. 

В порядке определения видов и размеров налогов для торговцев и промышленников, Петр I в принимаемом законодательстве пытался совершенствовать систему обложения торговых и промышленных людей, закрепленного законодательством Московского государства. Соборным Уложением 1649 г. были введены налоги на посадское тягло, которому было разрешено заниматься торговлей и промыслами. Наряду с постоянными налогами и пошлинами, которыми облагалось все городское население (посадское тягло), преобладали разные временные сборы, которые взимались подворно с раскладкою по «животам и промыслам» с круговою порукою, и десятая деньга – своеобразный вид подоходного налога, взимавшийся первоначально по мере надобности,  а затем постоянно.  

 Отсутствие равномерного промыслового обложения,  дробность податей  и тяжкие способы их взимания, становились преградой пополнения казны государства. В связи с этим, Петр I провел преобразования прямого обложения торговых и промышленных людей.

По указу 1702 г. было предписано всем посадским людям «верстаться и окладываться вместе с уездными и торговыми людьми, во всех службах и податях десятой деньгой по животам и промыслам». «Уездным торговым людям быть в посадском тягле вместе с посадскими людьми[7].

Независимо от посадского тягла и десятой деньги, указом 1705 г. была введена личная поголовная подать[8], распределявшаяся по видам промыслов в различных размерах, которая  взималась следующим образом:

1)       с торговых людей, торговавших в лавках – по 16 алтын и 4 деньги с человека в год (около 50 коп.);

2)       с людей всяких чинов, торговавших на торговых площадях безоброчно всякими «носящими товарами» – по 7 алтын и 2 деньги в год (около 22 коп.);

3)       с людей мучного, житного ряда: с лавочных сидельцев – по 16 алтын 4 деньги;

4)       с хлебников и калашников, производящих торг съестными припасами: хозяев – 10 алтын, работников – 3 алтына и 3 деньги;

5)       с торговых и работных людей, продающих мясо с лотков – по 10 алтын, с лавок – 16 алтын и 4 деньги;

6)       с мастеров всякого ремесла – по 10 алтын, с работников – по 3 алтына и 2 деньги;

7)       с работных людей всякого чина (например,  у гостей, гостиной сотни и т.д., из найма на урочные годы – 5 алтын, на черную работу всяких промыслов – 3 алтына и 2 деньги);

8)       с беломестцев, торгующих и не платящих податей, не несущих повинностей – брать вдвое больше, чем с торговых людей – по 1 рублю а с их работников – по 5 алтын, наравне с работниками, живущих у торговых людей;

Таким образом, Петр I, вводя поголовную подать, установил ее с разных торговцев и промышленников в различных окладах так, что она имела вид разрядного профессионального налога.

В связи с неравномерностью распределения податного оклада городского населения, установлением одинакового размера оклада между мелкими и крупными торговцами,   без учета объемов их промыслов, в 1706 г. Петр I принял указ, по которому приказал уравнять раскладку податей с торговых людей по промыслу и достатку каждого.[9]   За излишние поборы с купеческих дворов и других промышленных людей по указу 1713 г. вводились штрафы и наказания.[10]

Однако, доходы в казну государства от введенной в 1705 г. личной профессиональной подати с торговых, промышленных и ремесленных людей оставались практически на прежнем уровне.[11] 

С целью изыскания новых источников пополнения казны государства, по указу 1710 г. была проведена подворная перепись. На основании данных переписи было установлено, что число податного населения в России уменьшилось почти на 20%, т.е. на 1/5 часть.[12]  Однако считалось, что убыль податного населения произошла не от правительственных наборов и фискального гнета, а от бегства и бродяжничества. Поэтому обложение дворов осталось прежним по данным переписи 1678 г., что составило в среднем по 4 руб. 10 коп. со двора в год (в сравнении с 1678 г. сумма составляла 3 руб. 30 коп.), тем самым увеличивая бремя налогообложения податного населения.

Вновь проведенная перепись по указу 1715 г.[13] опять подтвердила результаты предыдущей переписи о массовом распространении бегства и бродяжничества. В связи с этим были приняты меры по прикреплению населения, организации тяглых групп населения, и  введение подушного обложения.

В 1722 г. Петр I провел налоговую реформу и ввел подушную подать. В соответствии с Указом «О разложении подушного сбора» 1722 г. с посадских и купцов устанавливалась подать в размере 40 алтын с души в год.[14] Раскладка такой подати предоставлялась гильдейским старшинам с согласия всех граждан, уравнивая подушный сбор в соответствии со степенью зажиточности каждого. При этом, данный оклад купеческой подушной подати должны были вносить в казну, наравне с купцами и посадскими все крестьяне и разночинцы, торговавшие в лавках и имевшие промыслы свыше 500 руб., обязательно приписанные к  посадам.[15]

Кроме этого, с купцов и посадских людей иногда взимались временные налоги: на освобождение от натуральной рекрутской повинности по 100 руб. с человека; на провиант и фураж; на разные чрезвычайные нужды правительства, руководствуясь при их раскладке теми же правилами, что и при сборе подушной подати.[16]

Сбором подушной подати и других сборов с горожан было поручено магистратам, где таковых нет – бургомистрам с товарищами, наблюдение за взиманием податей с городских обывателей занималась Комерц-Коллеги[17].

Основной доход казны государства к 1724 г. был получен от взимания именно подушной подати.

Реформированию Петра I подверглась  система косвенного обложения торговли, в 1698 г. Петр I принял указ[18], по которому все провозимые через таможню товары необходимо было записывать в таможенные книги и клеймить, иначе товар не допускался к торговому обороту. С  лиц, повозивших товар через таможню, взималась рублевая пошлина в соответствии с Торговым и Новоторговым уставом (1653 и 1667 г.г.), за исключением провоза денег на покупку  и продажу товара  в своем городе.

По указу 1700 г.[19] были отменены тарханные и жалованные грамоты, все отдельные лица, занимавшиеся торговлей в отдельных  местностях, которые ранее освобождались от платежа податей, обязаны были платить пошлины по Торговому уставу 1667 г.

Чтобы обеспечить равенство уплаты торговых пошлин, указом 1705 г.[20] вместо рублевой пошлины была введена новоуравнительная пошлина, которую уплачивали все местные жители в городах наравне с продавцами привозных товаров, и обязаны были предъявлять в таможню деньги на покупку товара с уплатой с них пошлины. Для взимания новоуравнительной пошлины приезжающие продавцы обязаны были при продаже своего товара, приводить в таможню покупателей до передачи последним проданного товара. С объявленной продавцом цены, покупатель платил 10 денег с рубля с товара, остававшегося в его городе для перепродажи. Если  товар был куплен  для перепродажи в другом городе, то покупатель должен был уплатить такую пошлину в месте будущей продажи. Все купленные товары для перепродажи также полежали клеймению. [21] С товара, купленного  у производителей, взималось с объявленной суммы на покупку по 10 денег с рубля в уезде, и столько же при продаже в городах. Товар, купленный для личного потребления и мелочный, привезенным из уезда самим производителем,  освобождался от уплаты новоуравнительной пошлины. 

Указом 1714 г. новоуравнительная пошлина была отменена, вместо не восстановлена прежняя пошлина для торговых людей по 5 коп. с рубля по Торговому уставу.[22] Указом 1719 г. было разрешено осуществлять купцам торговлю с прибавочной пошлиной всеми бывшими казенными  товарами, за исключением казенного товара в целях охраны лесов - «поташа и смальчуга»[23].

Наряду с этим, правительство устанавливало временные сборы на военные нужды, распределяя их между промысловыми сословиями на том же основании, как и обыкновенные подати, которые взимались со двора, капитального имущества, дохода по принципу «десятой деньги». Так, в 1710 г. был введен временный сбор на один год на заготовку аммуниции по 4 алтына со двора; в 1718, 1720, 1721, 1724 г.г. – на устройство Ладожского канала – по десятой деньге с рубля; в 1721 г – на поставку провианта по десятой деньге с рубля.[24]

При Петре I получили развитие частно-промысловые сборы, которые взимались ежегодно с плотников, каменщиков, сапожников, портных и других мастеровых по 2 гривны, с простых работников по 2 алтына.[25]

Также промысловым сборам подлежали торговые заведения, лавки, дворы, бани, кузницы, харчевни, владельцев мельниц, промышлявшие извозом товаров и  пассажиров  по ј части с промысловой прибыли, иногда данные виды промыслов отдавались на откуп.[26]

Указанные частно-промысловые сборы отличались дробностью, множеством, нередко вели к двойному и тройному обложению, тормозили торговлю и промышленность.

Таким образом, установление гильдий не повлекло за собой введение гильдейской подати с купеческих капиталов. Торговые и промышленные люди подлежали как прямому, так и косвенному обложению. Как и прежде, взималась 10-я деньга в виде постоянного налога, а также взыскивались торговые (таможенные), частно-промысловые сборы. 

Современник Петра I – Посошков, видя полное неустройство торгово-промышленного обложения, предлагал разделить купцов на классы, смотря по размеру их коммерческих оборотов. При этом советовал не брать с обширных промыслов более 6 рублей в год:  «Понеже от большого промысла множество людей питаться будет» [27].

Множественность нормативных актов, определяющих порядок взимания налогов с лиц, занимающихся торговлей и промышленностью, создавали неудобство в их применении и отсутствием предполагающихся финансовых результатов. 

 Вследствие чего,  назревала необходимость в более правильной организации  однообразного промыслового налога, который бы соизмерялся с коммерческими оборотами и платежными силами торговых и промышленных людей.

Для перехода на систему прямого обложения торгово-промышленных промыслов, Петр 1 указом 20 октября 1705 г.[28]  постановил произвести кадастровую оценку торговли и промыслов, по всем городам, слободам и селам, подведомственных Ратуш, составить перепись купцов, посадских и слободских людей на основании заявленных самими плательщиками о промыслах и имуществе каждого. В составленных переписных книгах требовалось указать: 1) по дворянам: имя плательщика вместе с его сыновьями и другими родственниками, находившимися с ними в имущественной связи,   приемышей и приказчиков, с указанием возраста всех лиц; 2) кто каким промыслом, или ремеслом занимается: а) кто торгует в рядах – каким товаром, притом в своих ли лавках, или наемных; б) сколько у плательщика торговых заведений; в) как значительна наемная плата за каждого из них; г) кто из торговцев ведет внешнюю торговлю, какими товарами и в каких местах торгует; д) какие уплачивает повинности; 3)относительно торговцев и промышленников требовалось указать ежегодный оклад десятой деньги и других государственных податей, ежегодные сборы на слободские расходы; 4) относительно лиц, не имевших своих дворов: а) нанимают ли они чужой двор или землю; б) если живут на чужой земле, то сколько сажен последний занимает наемный двор и какова наемная плата.[29] За внесение недостоверных сведений и утайку доходов при составлении переписных книг старосты, сотские и бурмистры, которые занимались составлением книг, подлежали наказанию в виде конфискации имущества и ссылки вместе с членами семьи в Азов или на каторжные работы, доносчикам о таких злоупотреблениях назначалось вознаграждение в размере ј  стоимости конфискованного имущества.

В дальнейшем, на основании данных промыслового кадастра, по указу от 5 февраля 1722 г. необходимо было составить проект о взимании с городских жителей налогов, соразмерно обширности и доходности промыслов каждого[30]. 

Таким образом, Петр I пытался ввести промысловый налог на основании составленного промыслового кадастра, в котором  должны были быть указаны все признаки, необходимые для промыслового обложения на примере государств Западной Европы. При этом Петр I определил объект промыслового обложения, в то время как в Западной Европе не существовало правильно устроенного промыслового налога. 

Замысел Петра I о введении однообразного торгового обложения, основанном на точном 
промысловом кадастре, остался без выполнения. Указанный законопроект при Петре I разработан не был.  Составление промыслового кадастра как основы промыслового обложения осталось невыполненным в виду сложности, продолжительной работы,  созданием нового флота и новой армии, ведущихся войн, требовавших немедленно дополнительные доходы[31]. Поэтому вместо введения промыслового налога, пришлось ввести указанную более простую подушную подать. 



[1] ПСЗ РИ РИ. 1699. 1 янв. №1, 666.

[2] ПСЗ РИ . 1709. 4 янв. №2220.

[3] ПСЗ РИ. 1711. 13 апр. №2327.

[4] ПСЗ РИ. 1711. 2 марта. № 2327; 1 окт. №2433; 1714. 23 марта. №2789.  П.15; 11 ноября. №1654.

[5] ПСЗ РИ. 1721. 16 янв. №3708.

[6] ПСЗ РИ. 1724. №4624. П.15.

[7] ПСЗ РИ. №1922.

[8] ПСЗ РИ. №2084.

[9] ПСЗ РИ. №2127.

[10] ПСЗ РИ. 1713. №2707.

[11] Милюков П. Государственное хозяйство России в первой четверти ХVIII в.  Спб., 1911. С.195.

[12] Там же. С.267-268, 273-274.

[13] ПСЗ РИ РИ. 1715. 10 дек. №2964.

[14] ПСЗ РИ. 1722. 27 апр. №3983; 1723. 27 сент. №4312. П.5; 1724. №4624.  П.18.

[15] ПСЗ РИ.1723. 27 сент. №4312; 1 окт. №4318; 23 окт. №4436; 1724. 16 сент. №4566.

[16] ПСЗ РИ. №4624. Гл. VII

[17] ПСЗ РИ. №3708. Гл.ХII;  №4453, 4565.

[18] ПСЗ РИ. 1698; №1641.

[19] ПСЗ РИ. 1700. 15  июня.  №1, 799. 

[20] ПСЗ РИ. 1705. №2033.

[21] ПСЗ РИ. Т.IV. №2203.

[22] ПСЗ РИ РИ. №2773.

[23] ПСЗ РИ. 1719.  8 апр. №3428.

[24] ПСЗ РИ. V, №2258; VI. № 3501, 3735, 3872, 3640.

[25] Чулков В. Краткая история российской торговли. М., 1788.  С.311-312.

[26] Горчаков А. Монастырский приказ. Спб., 1868. С.215-218.

[27] Исторический опыт обложения торговли и промыслов в России/ Под ред. И.Я. Рудченко. Спб., 1898. С.67.

[28] ПСЗ РИ. 20 окт. №2076.

[29] Гагенмейстер Ю.А. Законы Петра Великого. Ж.М.Н.П. Ч.ХI. С.291.

[30] Львов Д. Промысловый налог и методы его установления в западно-европейских государствах и России. Казань, 1878. С.57.

[31] Алексеенко М.М. Действующее законодательство о прямых налогах. Спб., 1879. С.83.
Категория: История государства и права РФ | Добавил: Aziz001 (02.05.2011) | Автор: Ганусенко И. В.
Просмотров: 1294 | Теги: теория государства и права, Ганусенко И. В., ТГП, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде