Правовое регулирование налогообложения торговли и промышленности в России по законодательству Петра I.
Ганусенко, И. В.
2000
Аннотация: Опубликовано : Сибирский Юридический Вестник. - 2000. - № 4.
Материал(ы):
Правовое регулирование налогообложения торговли и промышленности в России по законодательству Петра I.
Ганусенко И. В.
Поддерживая развитие торговли и промышленности, Петр I ввел право свободной торговой и промышленной деятельности, разрешив в законном порядке заниматься данными видами деятельности всем категориям населения (сословиям), а не только лицам, проживавшим в городах.
Указом от 1 января 1699 г.[1] было разрешено осуществлять торговлю, предварительно записываясь в купечество крестьянам (казенным, патриаршим, монастырским и помещичьим), желавшим жить в г. Москве. При этом, указом 1709 г.[2] было запрещено купцам выходить в другое звание и вступать в разные казенные должности, все торгующие и промышленные люди обязаны были приписываться к посадам, иначе им запрещалось заниматься торговлей и промыслами.
13 апреля 1711 г., реализуя политику свободной торговли, Петр I принял указ и разрешил заниматься торговлей «всякому чину везде и всяким товаром, с платежом всех обыкновенных пошлин»[3].Данное положение было затем подтверждено указом 1714 г.[4], по которому было разрешено всякому, какого бы то ни был звания, в том числе и дворянам, приписываясь к купечеству, за исключением военнослужащих, заниматься торговлей от своего имени и уплатой всех торговых сборов.
В дальнейшем, с расширением свободы торговли, Петр I решил объединить купечество в общественном и податном отношении. В виду этого, была проведена городская реформа, в результате которой все городское население – граждане – были разделены на особые классы или гильдии.
В соответствии с Регламентом Главного Магистрата 1721 г.[5] и Инструкцией Магистратам 1724 г.[6] действительные городские обыватели – регулярные граждане были разделены на 2 гильдии. К первой гильдии относились: банкиры, знатные купцы, имеющие значительные отъезжие торги, или торгующие разными товарами в рядах, городские доктора, лекари, аптекари, шкипера купечески кораблей, золотых и серебряных дел мастера, иконописцы и живописцы. Ко второй гильдии: все торгующие мелочными товарами и харчевными припасами, резчики, токари, столяры, портные, сапожники и другие ремесленники. Каждая гильдия избирала своего старшину для заведования общественными делами, который входил в Совет при Магистрате и обязаны были доносить об общественных нуждах и выгодах горожан.
Ремесленники разделялись на цехи (цунфты) и также избирали своих старшин (альдерманов).
Отдельную категорию городского населения составляли чернорабочие и наемники.
Таким образом, лица, занимающиеся торговлей и промышленностью, по законодательству Петра I, составляют особую группу населения, независимо от принадлежности к сословным группам. Чаще всего такие лица называются просто купцами, так как, занимаясь торговой или промышленной деятельностью, обязаны уплачивать налог при осуществлении данного права.
В порядке определения видов и размеров налогов для торговцев и промышленников, Петр I в принимаемом законодательстве пытался совершенствовать систему обложения торговых и промышленных людей, закрепленного законодательством Московского государства. Соборным Уложением 1649 г. были введены налоги на посадское тягло, которому было разрешено заниматься торговлей и промыслами. Наряду с постоянными налогами и пошлинами, которыми облагалось все городское население (посадское тягло), преобладали разные временные сборы, которые взимались подворно с раскладкою по «животам и промыслам» с круговою порукою, и десятая деньга – своеобразный вид подоходного налога, взимавшийся первоначально по мере надобности, а затем постоянно.
Отсутствие равномерного промыслового обложения, дробность податей и тяжкие способы их взимания, становились преградой пополнения казны государства. В связи с этим, Петр I провел преобразования прямого обложения торговых и промышленных людей.
По указу 1702 г. было предписано всем посадским людям «верстаться и окладываться вместе с уездными и торговыми людьми, во всех службах и податях десятой деньгой по животам и промыслам». «Уездным торговым людям быть в посадском тягле вместе с посадскими людьми[7].
Независимо от посадского тягла и десятой деньги, указом 1705 г. была введена личная поголовная подать[8], распределявшаяся по видам промыслов в различных размерах, которая взималась следующим образом:
1) с торговых людей, торговавших в лавках – по 16 алтын и 4 деньги с человека в год (около 50 коп.);
2) с людей всяких чинов, торговавших на торговых площадях безоброчно всякими «носящими товарами» – по 7 алтын и 2 деньги в год (около 22 коп.);
3) с людей мучного, житного ряда: с лавочных сидельцев – по 16 алтын 4 деньги;
4) с хлебников и калашников, производящих торг съестными припасами: хозяев – 10 алтын, работников – 3 алтына и 3 деньги;
5) с торговых и работных людей, продающих мясо с лотков – по 10 алтын, с лавок – 16 алтын и 4 деньги;
6) с мастеров всякого ремесла – по 10 алтын, с работников – по 3 алтына и 2 деньги;
7) с работных людей всякого чина (например, у гостей, гостиной сотни и т.д., из найма на урочные годы – 5 алтын, на черную работу всяких промыслов – 3 алтына и 2 деньги);
8) с беломестцев, торгующих и не платящих податей, не несущих повинностей – брать вдвое больше, чем с торговых людей – по 1 рублю а с их работников – по 5 алтын, наравне с работниками, живущих у торговых людей;
Таким образом, Петр I, вводя поголовную подать, установил ее с разных торговцев и промышленников в различных окладах так, что она имела вид разрядного профессионального налога.
В связи с неравномерностью распределения податного оклада городского населения, установлением одинакового размера оклада между мелкими и крупными торговцами, без учета объемов их промыслов, в 1706 г. Петр I принял указ, по которому приказал уравнять раскладку податей с торговых людей по промыслу и достатку каждого.[9] За излишние поборы с купеческих дворов и других промышленных людей по указу 1713 г. вводились штрафы и наказания.[10]
Однако, доходы в казну государства от введенной в 1705 г. личной профессиональной подати с торговых, промышленных и ремесленных людей оставались практически на прежнем уровне.[11]
С целью изыскания новых источников пополнения казны государства, по указу 1710 г. была проведена подворная перепись. На основании данных переписи было установлено, что число податного населения в России уменьшилось почти на 20%, т.е. на 1/5 часть.[12] Однако считалось, что убыль податного населения произошла не от правительственных наборов и фискального гнета, а от бегства и бродяжничества. Поэтому обложение дворов осталось прежним по данным переписи 1678 г., что составило в среднем по 4 руб. 10 коп. со двора в год (в сравнении с 1678 г. сумма составляла 3 руб. 30 коп.), тем самым увеличивая бремя налогообложения податного населения.
Вновь проведенная перепись по указу 1715 г.[13] опять подтвердила результаты предыдущей переписи о массовом распространении бегства и бродяжничества. В связи с этим были приняты меры по прикреплению населения, организации тяглых групп населения, и введение подушного обложения.
В 1722 г. Петр I провел налоговую реформу и ввел подушную подать. В соответствии с Указом «О разложении подушного сбора» 1722 г. с посадских и купцов устанавливалась подать в размере 40 алтын с души в год.[14] Раскладка такой подати предоставлялась гильдейским старшинам с согласия всех граждан, уравнивая подушный сбор в соответствии со степенью зажиточности каждого. При этом, данный оклад купеческой подушной подати должны были вносить в казну, наравне с купцами и посадскими все крестьяне и разночинцы, торговавшие в лавках и имевшие промыслы свыше 500 руб., обязательно приписанные к посадам.[15]
Кроме этого, с купцов и посадских людей иногда взимались временные налоги: на освобождение от натуральной рекрутской повинности по 100 руб. с человека; на провиант и фураж; на разные чрезвычайные нужды правительства, руководствуясь при их раскладке теми же правилами, что и при сборе подушной подати.[16]
Сбором подушной подати и других сборов с горожан было поручено магистратам, где таковых нет – бургомистрам с товарищами, наблюдение за взиманием податей с городских обывателей занималась Комерц-Коллеги[17].
Основной доход казны государства к 1724 г. был получен от взимания именно подушной подати.
Реформированию Петра I подверглась система косвенного обложения торговли, в 1698 г. Петр I принял указ[18], по которому все провозимые через таможню товары необходимо было записывать в таможенные книги и клеймить, иначе товар не допускался к торговому обороту. С лиц, повозивших товар через таможню, взималась рублевая пошлина в соответствии с Торговым и Новоторговым уставом (1653 и 1667 г.г.), за исключением провоза денег на покупку и продажу товара в своем городе.
По указу 1700 г.[19] были отменены тарханные и жалованные грамоты, все отдельные лица, занимавшиеся торговлей в отдельных местностях, которые ранее освобождались от платежа податей, обязаны были платить пошлины по Торговому уставу 1667 г.
Чтобы обеспечить равенство уплаты торговых пошлин, указом 1705 г.[20] вместо рублевой пошлины была введена новоуравнительная пошлина, которую уплачивали все местные жители в городах наравне с продавцами привозных товаров, и обязаны были предъявлять в таможню деньги на покупку товара с уплатой с них пошлины. Для взимания новоуравнительной пошлины приезжающие продавцы обязаны были при продаже своего товара, приводить в таможню покупателей до передачи последним проданного товара. С объявленной продавцом цены, покупатель платил 10 денег с рубля с товара, остававшегося в его городе для перепродажи. Если товар был куплен для перепродажи в другом городе, то покупатель должен был уплатить такую пошлину в месте будущей продажи. Все купленные товары для перепродажи также полежали клеймению. [21] С товара, купленного у производителей, взималось с объявленной суммы на покупку по 10 денег с рубля в уезде, и столько же при продаже в городах. Товар, купленный для личного потребления и мелочный, привезенным из уезда самим производителем, освобождался от уплаты новоуравнительной пошлины.
Указом 1714 г. новоуравнительная пошлина была отменена, вместо не восстановлена прежняя пошлина для торговых людей по 5 коп. с рубля по Торговому уставу.[22] Указом 1719 г. было разрешено осуществлять купцам торговлю с прибавочной пошлиной всеми бывшими казенными товарами, за исключением казенного товара в целях охраны лесов - «поташа и смальчуга»[23].
Наряду с этим, правительство устанавливало временные сборы на военные нужды, распределяя их между промысловыми сословиями на том же основании, как и обыкновенные подати, которые взимались со двора, капитального имущества, дохода по принципу «десятой деньги». Так, в 1710 г. был введен временный сбор на один год на заготовку аммуниции по 4 алтына со двора; в 1718, 1720, 1721, 1724 г.г. – на устройство Ладожского канала – по десятой деньге с рубля; в 1721 г – на поставку провианта по десятой деньге с рубля.[24]
При Петре I получили развитие частно-промысловые сборы, которые взимались ежегодно с плотников, каменщиков, сапожников, портных и других мастеровых по 2 гривны, с простых работников по 2 алтына.[25]
Также промысловым сборам подлежали торговые заведения, лавки, дворы, бани, кузницы, харчевни, владельцев мельниц, промышлявшие извозом товаров и пассажиров по ј части с промысловой прибыли, иногда данные виды промыслов отдавались на откуп.[26]
Указанные частно-промысловые сборы отличались дробностью, множеством, нередко вели к двойному и тройному обложению, тормозили торговлю и промышленность.
Таким образом, установление гильдий не повлекло за собой введение гильдейской подати с купеческих капиталов. Торговые и промышленные люди подлежали как прямому, так и косвенному обложению. Как и прежде, взималась 10-я деньга в виде постоянного налога, а также взыскивались торговые (таможенные), частно-промысловые сборы.
Современник Петра I – Посошков, видя полное неустройство торгово-промышленного обложения, предлагал разделить купцов на классы, смотря по размеру их коммерческих оборотов. При этом советовал не брать с обширных промыслов более 6 рублей в год: «Понеже от большого промысла множество людей питаться будет» [27].
Множественность нормативных актов, определяющих порядок взимания налогов с лиц, занимающихся торговлей и промышленностью, создавали неудобство в их применении и отсутствием предполагающихся финансовых результатов.
Вследствие чего, назревала необходимость в более правильной организации однообразного промыслового налога, который бы соизмерялся с коммерческими оборотами и платежными силами торговых и промышленных людей.
Для перехода на систему прямого обложения торгово-промышленных промыслов, Петр 1 указом 20 октября 1705 г.[28] постановил произвести кадастровую оценку торговли и промыслов, по всем городам, слободам и селам, подведомственных Ратуш, составить перепись купцов, посадских и слободских людей на основании заявленных самими плательщиками о промыслах и имуществе каждого. В составленных переписных книгах требовалось указать: 1) по дворянам: имя плательщика вместе с его сыновьями и другими родственниками, находившимися с ними в имущественной связи, приемышей и приказчиков, с указанием возраста всех лиц; 2) кто каким промыслом, или ремеслом занимается: а) кто торгует в рядах – каким товаром, притом в своих ли лавках, или наемных; б) сколько у плательщика торговых заведений; в) как значительна наемная плата за каждого из них; г) кто из торговцев ведет внешнюю торговлю, какими товарами и в каких местах торгует; д) какие уплачивает повинности; 3)относительно торговцев и промышленников требовалось указать ежегодный оклад десятой деньги и других государственных податей, ежегодные сборы на слободские расходы; 4) относительно лиц, не имевших своих дворов: а) нанимают ли они чужой двор или землю; б) если живут на чужой земле, то сколько сажен последний занимает наемный двор и какова наемная плата.[29] За внесение недостоверных сведений и утайку доходов при составлении переписных книг старосты, сотские и бурмистры, которые занимались составлением книг, подлежали наказанию в виде конфискации имущества и ссылки вместе с членами семьи в Азов или на каторжные работы, доносчикам о таких злоупотреблениях назначалось вознаграждение в размере ј стоимости конфискованного имущества.
В дальнейшем, на основании данных промыслового кадастра, по указу от 5 февраля 1722 г. необходимо было составить проект о взимании с городских жителей налогов, соразмерно обширности и доходности промыслов каждого[30].
Таким образом, Петр I пытался ввести промысловый налог на основании составленного промыслового кадастра, в котором должны были быть указаны все признаки, необходимые для промыслового обложения на примере государств Западной Европы. При этом Петр I определил объект промыслового обложения, в то время как в Западной Европе не существовало правильно устроенного промыслового налога.
Замысел Петра I о введении однообразного торгового обложения, основанном на точном
промысловом кадастре, остался без выполнения. Указанный законопроект при Петре I разработан не был. Составление промыслового кадастра как основы промыслового обложения осталось невыполненным в виду сложности, продолжительной работы, созданием нового флота и новой армии, ведущихся войн, требовавших немедленно дополнительные доходы[31]. Поэтому вместо введения промыслового налога, пришлось ввести указанную более простую подушную подать.
[1] ПСЗ РИ РИ. 1699. 1 янв. №1, 666.
[2] ПСЗ РИ . 1709. 4 янв. №2220.
[3] ПСЗ РИ. 1711. 13 апр. №2327.
[4] ПСЗ РИ. 1711. 2 марта. № 2327; 1 окт. №2433; 1714. 23 марта. №2789. П.15; 11 ноября. №1654.
[5] ПСЗ РИ. 1721. 16 янв. №3708.
[6] ПСЗ РИ. 1724. №4624. П.15.
[7] ПСЗ РИ. №1922.
[8] ПСЗ РИ. №2084.
[9] ПСЗ РИ. №2127.
[10] ПСЗ РИ. 1713. №2707.
[11] Милюков П. Государственное хозяйство России в первой четверти ХVIII в. Спб., 1911. С.195.
[12] Там же. С.267-268, 273-274.
[13] ПСЗ РИ РИ. 1715. 10 дек. №2964.
[14] ПСЗ РИ. 1722. 27 апр. №3983; 1723. 27 сент. №4312. П.5; 1724. №4624. П.18.
[15] ПСЗ РИ.1723. 27 сент. №4312; 1 окт. №4318; 23 окт. №4436; 1724. 16 сент. №4566.
[16] ПСЗ РИ. №4624. Гл. VII
[17] ПСЗ РИ. №3708. Гл.ХII; №4453, 4565.
[18] ПСЗ РИ. 1698; №1641.
[19] ПСЗ РИ. 1700. 15 июня. №1, 799.
[20] ПСЗ РИ. 1705. №2033.
[21] ПСЗ РИ. Т.IV. №2203.
[22] ПСЗ РИ РИ. №2773.
[23] ПСЗ РИ. 1719. 8 апр. №3428.
[24] ПСЗ РИ. V, №2258; VI. № 3501, 3735, 3872, 3640.
[25] Чулков В. Краткая история российской торговли. М., 1788. С.311-312.
[26] Горчаков А. Монастырский приказ. Спб., 1868. С.215-218.
[27] Исторический опыт обложения торговли и промыслов в России/ Под ред. И.Я. Рудченко. Спб., 1898. С.67.
[28] ПСЗ РИ. 20 окт. №2076.
[29] Гагенмейстер Ю.А. Законы Петра Великого. Ж.М.Н.П. Ч.ХI. С.291.
[30] Львов Д. Промысловый налог и методы его установления в западно-европейских государствах и России. Казань, 1878. С.57.
[31] Алексеенко М.М. Действующее законодательство о прямых налогах. Спб., 1879. С.83.