Доклады студентов и аспирантов МГЮА на научно-практической конференции 24 мая 2003 года "Избирательное право Российской Федерации: современное состояние и тенденции дальнейшего развития” (часть первая)
Журнал Российское Право в Интернет 2003 г. № 3
Ю.В. Нечитайлов, студент II курса МДФ МГЮА
Налоги и выборы
Опыт проведения выборов показывает, что важно не только располагать денежными средствами на проведение избирательной кампании, но и обладать умением ими правильно распорядиться, чтобы деньги, собранные на выборы, не были потрачены впустую. А для этого необходимо очень хорошо представлять нужно ли платить НДС, ЕСН, страховые взносы в пенсионный фонд и другие сборы.
Избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков могут создаваться за счет следующих средств:
– собственных средств кандидата, избирательного объединения, избирательного блока;
– средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком;
– добровольных пожертвований граждан;
– добровольных пожертвований юридических лиц;
– средств, выделенных кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 216, 238) не облагаются суммы и доходы , выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов на должность:
– Президента Российской Федерации;
– депутата Государственной Думы;
– депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатов;
– главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
– выборного органа местного самоуправления;
– главы муниципального образования;
– в ином федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, конституцией, уставом субъекта Российской Федерации и избираемых непосредственно гражданами, кандидатов, зарегистрированных кандидатов на иную должность в органе местного самоуправления, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений и избирательных блоков за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний.
Учитывая общегосударственное значение агитационной деятельности в рамках выборов Президента Российской Федерации, считаем, что доходы от размещения предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов в периодических печатных изданиях и от предоставления эфирного времени организациями телерадиовещания, а также работы (услуги) по изготовлению указанных агитационных материалов не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Страховые взносы в пенсионный фонд не начисляются на:
– средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных кампаний, а также учтенные в установленном порядке;
– доходы, получаемые от избирательных комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной основе;
– доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний.
Необходимо остановиться на ряде моментов, с которыми может быть связана некоторая неопределенность правоприменения. Как гласит налоговый закон, из налогооблагаемой прибыли вычитается сумма пожертвований, произведенных в избирательные фонды кандидатов в депутаты, в частности, представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также в избирательные фонды избирательных объединений в пределах соответственно 50-кратного и 5000-кратного минимального размера оплаты труда. С другой стороны, в соответствии с абз. 3 ст. 32 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” размер аналогичных пожертвований организаций строго ограничен 200-кратным минимальным размером оплаты труда. Представляется, что ст. 6 (п. 1 "е”) Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций” содержит косвенное дозволение организациям производить пожертвования в фонды избирательных объединений на выборах в муниципальные органы власти , превышающие 200-кратный размер оплаты труда, но превышающие 5000-кратного. Исходя из всего вышеописанного, можно ответить на вопрос: должны ли облагаться единым социальным налогом суммы пожертвований, перечисленные юридическим лицом в избирательный фонд физического лица в случаях, если физическое лицо связано с юридическим лицом трудовым договором или является акционером данного юридического лица? В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, указанных в абз. 2-5 пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе:
– вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;
– выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.
Учитывая, что юридическое лицо перечисляет денежные средства в избирательный фонд физического лица, данные денежные средства не подлежат в обоих случаях, упомянутых в вопросе, налогообложению единым социальным налогом, так как средства перечисляются не конкретному физическому лицу, а в его избирательный фонд (т.е. в связи с отсутствием объекта налогообложения).
Затрагивая вопрос подоходного налогообложения физических лиц, необходимо упомянуть, что закон устанавливает, что совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается на суммы, передаваемые в качестве добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в фонды избирательных объединений.
При этом общая сумма не облагаемых налогом добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов в депутаты и избирательных объединений не может превышать на выборы в федеральные органы государственной власти соответственно 10-кратного и 15-кратного минимального месячного размера оплаты труда, установленного законом, а на выборах в представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления – соответственно 5-кратного и 7-кратного минимального месячного размера оплаты труда, установленного законом.
Действующими федеральными законами определен порядок возврата неизрасходованных денежных средств избирательных фондов, но при этом не оговаривается порядок возврата организациям и лицам, осуществившим перечисления и пожертвования, оборудования (факсы, множительная техника, компьютеры и т. п.), приобретенного кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками на средства избирательного фонда, либо же иные формы компенсации.
Очевидно, что лицо, имевшее статус кандидата, зарегистрированного кандидата, а также избирательное объединение, избирательный блок после окончания выборов не приобретают права собственности на указанные объекты, а использование избирательных фондов после завершения выборов не предусмотрено законом.
Таким образом, в российской действительности складывается ситуация, когда цель участия в выборах не получение власти, а меркантильный интерес материальной выгоды.
Требуют совершенствования, вернее, уточнения, нормы налогового законодательства в части налогообложения агитационной продукции, расходов избирательных фондов.
Федеральное законодательство должно более конкретно регулировать порядок образования контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, установив прямую обязанность территориальных подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, иных федеральных органов исполнительной власти командировать своих сотрудников для работы в контрольно-ревизионных службах.
Совершенствование законодательства должно осуществляться на основе "пакетного” принципа, т.е. вместе с законом о выборах должны готовиться и законы, обеспечивающие действенность его норм.
Материал подготовлен Г.Д. Садовниковой (продолжение следует)