Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Гражданский процесс

На правах рекламы



Рахматулина Е.А. Приемлемость суда присяжных в гражданском процессе судов общей юрисдикции в Российской Федерации
Приемлемость суда присяжных в гражданском процессе судов общей юрисдикции в Российской Федерации
Автор публикации: Е.А. Рахматулина, Пермский государственный университет

Часть 5 ст. 32 Конституции РФ говорит о том, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Но правила, как известно, существуют для того, чтобы их нарушать, и в данном случае были нарушены конституционные права граждан, закрепленные в указанной статье, путем устранения народных заседателей из судов общей юрисдикции.

Данная реформа, к сожалению, не дала ожидаемых результатов, так как отмена института народных заседателей грубо нарушила конституционные права граждан, способствовала усилению коррупции среди судей, подорвав таким образом доверие народа к суду (что являлось главной целью судебной реформы XIX в.), а также нарушила демократические начала правосудия, так как наличие народовластия – главный признак демократичности.

Чтобы восстановить нарушенные права и доверие к суду, необходимо восстановить народный элемент в судебной системе. Можно, конечно, предложить вернуть народных заседателей, но есть некоторые недостатки, касающиеся их работы в тот период, когда они еще существовали.

Применение института народных заседателей шло вразрез с законодательством о них. В некоторых случаях о применении законов не могло быть и речи. Так, в ст. 9 Федерального закона от 17 ноября 1999 г. № 37−ФЗ "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации”1 было сказано, что граждане должны привлекаться в качестве народных заседателей не более 14 дней в году. Но на практике это не соблюдалось: суд использовал их в качестве делопроизводителей или секретарей. В случае рассмотрения дела, требующего их участия, они немедленно привлекались. Получалось так, что одни и те же люди заседали в судах не один десяток лет. Зачастую нарушался пп. 1 п. 1 ст. 8 закона, где возрастной лимит для участия в качестве народных заседателей устанавливался в 70 лет: в 1998 г. в московских судах заседали люди 1918 г. рождения. Игнорировались и нормы, касающиеся порядка формирования списков народных заседателей. В Астрахани, например, народных заседателей в 1997 г. приглашали буквально с улицы. Подобным составом были рассмотрены около 2,5 тыс. дел. Когда это беззаконие вскрылось, решения были отменены, и дела пересматривались заново.

Но главная, по моему мнению, причина отмены института народных заседателей кроется в указах Президента РФ, которыми продлевались сроки полномочий народных заседателей. Последние фактически продлевали их на неопределенный срок. Так, на протяжении долгого времени в судах выносились решения с незаконным составом народных заседателей, что несовместимо с требованиями ГПК РФ, а также требованиями Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ст. 6). Столкнувшись с подобными и, как показалось, неразрешимыми проблемами, пошли по пути наименьшего сопротивления – отменили институт народных заседателей.

Тем не менее, необходимость в восстановлении народного элемента осталась. Но это должны быть не народные заседатели в том виде, в котором они были, и тем более не со старыми методами работы. Если все начнется по-старому, то и без того буксующая система правосудия остановится вовсе. Институт народных заседателей необходимо кардинально отремонтировать, точнее, даже провести реформу, чем может стать введение суда присяжных в гражданское судопроизводство.

На вопрос, почему именно присяжные заседатели, можно дать следующие ответы. Во-первых, это традиция, пришедшая к нам из Англии, она применялась, в первую очередь, в гражданском судопроизводстве. Но за несколько десятилетий количество дел сократилось, так как произошло переосмысление значения суда присяжных, и они стали применяться в более узкой категории дел (к примеру, дела об усыновлении). Применение суда присяжных оказало существенное влияние на развитие как английского судопроизводства, так и судопроизводства во всем мире. Привлечение присяжных способствовало расширению гласности суда и внедрению состязательного начала; они оказали большое влияние на институт доказывания в суде и искусство судебной речи.

Во-вторых, с моей точки зрения, наименование "присяжные” звучит более значительно по сравнению с наименованием "народные”. Анализируя мнение разных авторов о работе народных заседателей, можно сделать вывод, что только В.И. Ленин положительно относился к этому институту (введение этого института было отражением его идеи о поголовном участии граждан в отправлении правосудия). С советского времени институт народных заседателей толком не реформировался, а попытка реформирования на современном этапе привела к его отмене.

Введение суда присяжных – важное средство обеспечения правого режима в государстве. Для того чтобы закон стал реальностью, а права граждан обеспечивались в условиях надлежащей правовой процедуры, необходим независимый и беспристрастный суд, способный принять решение в соответствии с внутренними убеждениями и совестью.

Каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в течение разумного срока независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Таким судом, не подлежащим административному контролю и символизирующим беспристрастное волеизъявление общества, является суд присяжных.

Таким образом, с введением суда присяжных восстановятся нарушенные права граждан, закрепленные в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ.

Преимущество реализации судебной власти посредством присяжных состоит в том, что основные вопросы правосудия решаются непосредственно представителями общества, отражающими структуру и разноликость общества.

В большинстве европейских стран именно в гражданском процессе участвуют присяжные заседатели, и их внедрение в гражданское судопроизводство России еще больше приблизит нашу страну к мировым стандартам, к которым мы так давно стремимся.

 

1 Собрание законодательства РФ. 2000. № 2. Ст. 158.
Категория: Гражданский процесс | Добавил: Aziz001 (05.04.2011) | Автор: Рахматулина Е.А.
Просмотров: 2121 | Теги: Рахматулина Е.А., теория государства и права, статьи, ТГП, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде