Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Гражданский процесс

На правах рекламы



Ковтун Н.Н. Нужен ли возврат к ревизионному началу в кассационном и надзорном производстве?

Нужен ли возврат к ревизионному началу
в кассационном и надзорном производстве?

·          Нужен ли возврат к ревизионному началу в кассационном и надзорном производстве? (Н.Н. Ковтун, "Журнал российского права", N 12, декабрь 2002 г.)

 

Выступая в качестве весомой конституционной гарантии прав, свобод и законных интересов участников процесса, государства и общества, тот или иной порядок проверки состоявшихся судебных решений, по существу, есть лишь продолжение защиты участниками судебного разбирательства своих интересов в новых процессуальных условиях. Этим обстоятельством во многом и обусловлено единство цели и задач осуществляемой деятельности в стадии кассационного, надзорного и апелляционного производства в уголовном судопроизводстве России.

В отличие от апелляции, сущность, содержание и процессуальная форма проверки судебных решений в суде кассационной и надзорной инстанции, как представляется, достаточно полно изучены в теории российской уголовно-процессуальной науки, в том числе на монографическом и диссертационном уровне*(1). Считаются априори доказанными тезисы о том, что:

а) производство в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам есть самостоятельные формы отправления правосудия по уголовным делам или, что точнее, - формы судебного контроля за правосудностью актов, вынесенных в суде нижестоящей инстанции;

б) единство сути осуществляемой деятельности объективно обусловливает единство цели и задач для всех названных производств, соответственно понимаемых нами как защита (обеспечение) прав, свобод и законных интересов участников судебного разбирательства, посредством проверки (контроля) законности, обоснованности, мотивированности и справедливости обжалованных судебных решений и обоснованного ответа судом вышестоящей инстанции по существу заявленных требований;

в) как и в суде первой инстанции, апелляционная, кассационная и надзорная инстанции по результатам проверки судебных решений разрешают дело (спор, конфликт сторон) по существу, то есть с разрешением основного вопроса уголовного дела: о виновности обвиняемого и мере его ответственности за содеянное*(2);

г) единство цели, задач и сути осуществляемой деятельности влечет и единство оснований к проверке, отмене (изменению) судебных решений в каждом из названных процессуальных порядков*(3), единство их ведущих начал и предмета проверки*(4) и, безусловно, должно влечь методологическое единство пределов контроля в судах вышестоящей инстанции.

Между тем именно в последнем, на наш взгляд, наиболее значимом*(5) из названных тезисов законодатель не может найти "золотой середины", то необоснованно расширяя пределы судебной проверки, то все же пытаясь отыскать компромиссы между публичным ревизионным началом контроля и частным интересом того или иного субъекта.

Было бы неправильным говорить о том, что в нормах всецело публичного УПК РСФСР ревизионное начало кассационно-надзорной проверки судебных решений было ограничено частным интересом субъекта, управомоченного к внесению жалобы*(6). Позволяя суду вышестоящей инстанции проверить дело в полном объеме, вне зависимости от доводов жалобы или протеста, и в отношении всех лиц, в том числе и не подававших жалобу, это начало детерминировало не только предмет и пределы проверки в кассационно-надзорном порядке, но и виды возможных решений суда, его полномочия и процессуальную форму самого процесса контроля.

При подобном положении дел требования заинтересованных лиц служили лишь поводом к началу проверки*(7), практически никак не ограничивая публичную активность суда по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела*(8) и реализации государственной воли в любом из вопросов процесса.

Соответственно этой публичной идеологии было сформулировано и такое начало кассационной проверки, как "широкая свобода" обжалования (ст.325 УПК РСФСР). Всегда имея возможность к всестороннему, полному и объективному исследованию всех материалов дела, государство практически не предъявляло требований к форме и содержанию кассационной жалобы. В силу тех же публичных причин не требовалось и особой активности сторон в доказывании своих притязаний в суде вышестоящей инстанции.

Таким образом, кассационно-надзорный порядок проверки судебных решений служил лишь средством реализации идеи законности, публичности и объективной истины в соответствии с общим публичным строем процесса.

Казалось бы, на принципиально отличных началах должен быть сформирован апелляционный порядок проверки судебных решений, разрабатываемый законодателем в условиях торжества начал состязательности и диспозитивного усмотрения сторон в порядке защиты своих интересов. Предполагалось, что законодатель не просто учтет конституционный приоритет интересов личности над государственным или общественным интересом, но и проведет его в телеологически согласованных нормах закона, четко различая, чей интерес лежит в основе нарушенной нормы и соответствующих ей правовых отношений.

Во многом это удалось. Центральной в контексте данного вывода могла быть ч.2 ст.487 УПК РСФСР, определяющая пределы проверки заявленных требований в суде апелляционной инстанции. Ограничивая, в лучших чертах классической кассации, ревизионное начало, законодатель впервые поставил определение границ возможной проверки судебных решений в зависимость от воли и интереса сторон. Соответственно этому в новеллах Закона от 8 июля 2000 года были сформулированы и полномочия апелляторов, требования, предъявляемые к процессуальной форме и содержанию апелляционного отзыва*(9), виды возможных решений суда и основания принятия того или иного вида решений по результатам проверки.

Указывая на диспозитивные полномочия сторон в предъявлении и формулировании своих притязаний к суду апелляционной инстанции, законодатель вместе с тем правомерно ограничил их требования лишь своим интересом, не позволяя частным апелляторам произвольно вторгаться в сферу тех отношений, которые защищаются исключительно в публичном или ином частном порядке. В данной связи формально определенные в норме закона требования к апелляционному отзыву (ст.481 УПК РСФСР) не столько ограничивали широкую свободу обжалования, сколько обязывали апелляторов изначально точно определиться в пределах тех требований (притязаний), которые они предъявляют к суду вышестоящей инстанции, рассчитывая на их разрешение по существу.

Исходя из этих концептуальных посылок, в новом состязательном смысле можно было бы истолковать и основания к отмене (изменению) решений мирового судьи, и закрепленную в нормах закона публичную (по форме) активность суда по самостоятельному истребованию дополнительных доказательств или производству отдельных судебных (следственных) действий вне инициативы сторон и иные подобные нормы. Однако возможности к подобному истолкованию сути и содержания возрождающейся российской апелляции были зачеркнуты положениями ч.3 ст.487 УПК РСФСР, которая, вступая в противоречие с частью второй этой же статьи, ввела в названный процессуальный порядок все то же публичное ревизионное начало проверки, обусловливая тем самым практически неограниченную активность суда в защите прав и интересов осужденного*(10) и, соответственно, публичный (ex officio) выход в объеме проверки за пределы заявленных требований, а также фактически неизбежный в данной связи переход в объемах проверки от пересмотра приговора к пересмотру всего дела. Отсюда вполне возможны и публичные смыслы оснований к отмене (изменению) решений, оказавшихся предметом обжалования, и публичная активность суда по истребованию дополнительных данных. Не случайной в данном контексте оказалась и норма ч.2 ст.478 УПК РСФСР, обязывающая прокурора, вне зависимости от его участия в деле или внутреннего убеждения, опротестовать каждый незаконный (неправосудный) приговор мирового судьи и (или) его постановление о прекращении уголовного дела*(11).

Таким образом, в нормах Закона от 8 июля 2000 года законодатель так и не смог уйти от идеи публичности и до конца последовательно выдержать процессуальную форму судебной проверки, основанной, в зависимости от природы нарушенного интереса, на частном или публичном интересе сторон, самостоятельно и равноправно отстаивающих свои притязания перед беспристрастным судом. И суть апелляции, закрепленной в новеллах Закона, видится в том, что законодатель всего лишь стремится найти компромиссы между частным и публичным началом процесса, уже признавая правовое значение первого, но еще не отказываясь и от второго.

Между тем подобные "метания" законодателя в одном из центральных вопросов института судебной проверки не могли не сказаться на сути и содержании новой русской апелляции, ибо двусмысленные возможности к истолкованию одной и той же нормы закона, как в частном, так и (в возможном) публичном контексте, никак не способствуют оптимальности деятельности суда апелляционной инстанции и процессуальной роли сторон в подобном процессе. Тем интересней представляются нормы, регламентирующие процедуры апелляционного, кассационного и надзорного производства, в новеллах нового УПК РФ.

Анализируя по нормам УПК РФ процессуальную форму проверки судебных решений в суде вышестоящей инстанции, можно прийти к достаточно значимым и, как представляется, знаковым выводам о смене публичных ориентиров в позиции законодателя. Определившись в тождестве цели, задач и сути проверочной деятельности в судах вышестоящей инстанции, законодатель достаточно последовательно конструирует процессуальную форму института судебного контроля, где элементы проверки законности, обоснованности и справедливости вынесенных судебных решений составляют главное направление (стержень) осуществляемой деятельности.

Отказавшись от ревизионного начала проверки и понимая тождество сути контрольно-проверочной деятельности в судах вышестоящей инстанции как специфической формы защиты заявленных требований (притязаний сторон), законодатель достаточно строго проводит в нормах апелляционного, кассационного (гл.43-45 УПК РФ) и отчасти надзорного производства (гл.48 УПК РФ):

а) единство цели, задач и процессуальной формы проверочной деятельности в судах вышестоящей инстанции (ст.365, 377 УПК РФ), что особенно явно проявляет себя применительно к форме апелляционного и кассационного пересмотра. Включение в ч.4 ст.377 УПК РФ нормы о том, что при рассмотрении дела в кассационном порядке суд вправе по ходатайству стороны непосредственно исследовать доказательства по правилам судебного следствия в суде первой инстанции (гл.37 УПК РФ), как представляется, уже позволяет констатировать вывод не о введении элементов апелляции в кассационный порядок, а о фактическом тождестве апелляционного и кассационного порядка рассмотрения отзыва;

б) единство предмета (ст.360, 361, 373, 402 УПК РФ) и пределов (ч.2 ст.360 УПК РФ) проверки, последовательно понимая под первым законность, обоснованность и справедливость приговора (или иного судебного решения)*(12), вынесенного в суде нижестоящей инстанции, а под вторым - границы (объем) проверочной деятельности и, соответственно, объем возможных полномочий суда в итоговых выводах, императивно определенных волей (интересом) управомоченных сторон;

в) единство формы и содержания апелляционного, кассационного и надзорного отзыва (ст.363, 375, ч.1 ст.404 УПК РФ);

г) единство, для апелляционно-кассационного порядка пересмотра судебных решений, сроков (ч.1 ст.356 УПК РФ), субъектов (ч.4 ст.354 УПК РФ)*(13), внесения жалобы и их полномочий как в круге заявленных требований, так и в плане их защиты в суде вышестоящей инстанции;

д) единство оснований к отмене (изменению) решений суда нижестоящей инстанции (ст.369, 380, ч.2 ст.409 УПК РФ)*(14) и отчасти самих решений суда, выносимых по результатам судебной проверки (ст.367, 378, 408 УПК РФ).

Таким образом, применительно к названным уголовно-процессуальным порядкам, наиболее явно проявляют себя элементы материальной диспозитивности, методологически точно организующие институт судебного контроля в судах вышестоящей инстанции по правилам: 1) nemo sine actor - нет процесса без иска; 2) judex ne eat ultra petita partium - суд не может выйти за рамки требований сторон; 3)nemo invitus agere cogiture - отказ стороны от иска прекращает дело; 4) признание обвиняемым уголовного иска является актом распоряжения: re in juducium dedata, влекущим за собой решение об удовлетворении иска, несмотря на то, что суд убежден в обратном.

Воплощая в себе квинтэссенцию состязательной формы процесса, каждое из названных правил и вся их система в целом служит тем объективным критерием, который позволяет реально определиться в частной или публичной природе (сути) осуществляемой деятельности в суде вышестоящей инстанции, ее движущих началах и возможных исходах.

Вместе с тем анализ отдельных новелл УПК РФ, регулирующих порядок проверки судебных решений в судах вышестоящей инстанции, дает основание и для не столь радужных выводов. В целом ряде моментов позиция законодателя либо достаточно трудно объяснима с рациональных позиций, либо просто противоречива в сущностных моментах процессуальной формы проверки или ее исходных началах.

Обратимся к анализу позиции законодателя относительно пределов проверки в суде надзорной инстанции. В этом центральном моменте всей процедуры контроля законодатель без разумных к тому объяснений отходит от положений ч.2 ст.360 УПК РФ, строго определяющих границы возможной проверки и, соответственно, объем полномочий суда вышестоящей инстанции исключительно требованиями сторон, заявленных в отзыве. В соответствии с ч.1 и 2 ст.410 УПК РФ суд надзорной инстанции, независимо от доводов жалобы (представления), вправе проверить дело в полном объеме и в отношении всех осужденных, в том числе тех, которые (или в отношении которых) жалоб не подавали. Таким образом, возвращаясь к ревизионному началу проверки судебных решений, законодатель не просто подрывает единство сути контрольно-проверочной деятельности в судах вышестоящей инстанции, он изначально конструирует порочный процессуальный порядок, при котором решения апелляционного и (или) кассационного суда уже в момент их вынесения в целом ряде случаев являются потенциально неправосудными и подлежащими безусловной отмене в суде надзорной инстанции (в случае их рассмотрения по жалобам заинтересованных лиц).

Представляется достаточно очевидным, что если суд апелляционной (или кассационной) инстанции, в точном соответствии с ч.2 ст.360 УПК РФ, проверил отзыв сторон лишь в пределах заявленных требований, не входя в обсуждение других нарушений закона и не давая им юридической оценки, то они же будут являться безусловными основаниями для отмены названных судебных решений в суде надзорной инстанции, который без труда выявит их в ходе ревизионной проверки дела. Тем самым правило ч.2 ст.360 УПК РФ полностью теряет тот состязательный смысл, который вкладывался в нее изначально.

Названная новелла законодателя, возможно, имела бы смысл, если бы суд надзорной инстанции, подобно апелляционному и кассационному суду, получил возможности к непосредственному исследованию доказательственного материала по правилам судебного следствия. Однако законодатель, полагаем, вполне обоснованно, не идет на это, и проверка в суде надзорной инстанции осуществляется лишь по письменным материалам дела и объяснениям вызванных (явившихся) в суд сторон (ст.407 УПК РФ). Поэтому возвращение законодателя к ревизионному началу проверки в надзорном суде можно объяснить либо досадной технической ошибкой, которую в целях оптимизации процесса контроля необходимо устранить, либо введение данной новеллы есть достаточно плохо завуалированное средство управления нижестоящими судами посредством постоянной угрозы отмены состоявшихся (вынесенных ими) судебных решений.

С позиций ст.19 и ч.3 ст.123 Конституции РФ, предусматривающих безусловное равенство прав сторон в вопросах судебной защиты, некоторое несогласие вызывает и позиция законодателя в таком начале контрольно-проверочной деятельности в суде вышестоящей инстанции, как "недопустимость поворота к худшему". Практически полностью игнорируя интерес потерпевшего в вопросах защиты его нарушенных прав, законодатель в ч.3 ст.360 и ст.405 УПК РФ исходит из абсолютного запрета поворота к худшему как в суде кассационной, так и надзорной инстанции, действуя тем самым в интересах одного осужденного.

Конечно, применительно к надзорному порядку проверки судебных решений подобная позиция законодателя во многом и объяснима, и обоснована тем, что в силу прямого действия конституционных норм (ч.1 ст.50) одно и то же лицо не может быть дважды судимо за одно и то же деяние (non bis idem). Приговор, вступив в законную силу, как достаточно ясно выразил государственно-правовую оценку содеянного и личности преступника, так и подвел итог усилиям органов уголовного преследования в части законности и обоснованности их притязаний.

Возможное несогласие стороны обвинения с названным приговором могло (скорее - должно было) стать предметом судебной проверки в суде апелляционной или (и) кассационной инстанции, исключительно в рамках которых суд и стороны должны иметь (и имеют) достаточно средств для исправления возможных судебных ошибок как в пользу стороны обвинения, так и в пользу стороны защиты, поскольку на этом этапе приговор еще не вступил в законную силу и еще не олицетворяет собой в полной мере акт правосудия. Именно в целях реализации данного правила в апелляционно-кассационном порядке проверки судебных решений достаточно широко сформулированы виды возможных решений суда, действуют широкая свобода обжалования и нормы о непосредственном исследовании доказательств судом. Вместе с тем в отличие от апелляции, где суд, основываясь на результатах своего судебного следствия, может непосредственно изменить приговор, в том числе и по мотивам, ухудшающим положение осужденного (ч.3 ст.367 УПК РФ), суд кассационной инстанции, действующий практически в тех же процессуальных условиях и в тех же процессуальных целях (ч.4 ст.377 УПК РФ), подобного права почему-то лишен, что во многом нивелирует весьма продуктивную новеллу, предусмотренную ч.4 ст.377 УПК РФ.

В нормах, регулирующих надзорное производство, законодатель, как уже отмечалось, обращается к абсолютному запрету пересмотра обвинительного приговора по мотивам, ухудшающим положение осужденного. Не допускается (по тем же мотивам) и пересмотр оправдательного приговора, а также постановления суда о прекращении уголовного дела. При этом надзорный суд вправе смягчить назначенное осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении (ч.3 ст.410 УПК РФ). Вероятно, в силу этого же правила суд (судья) надзорной инстанции вообще не будет реагировать на жалобы (представления) стороны обвинения как поводы к надзорному пересмотру дела, если они направлены к возможному ухудшению положения осужденного, и, не истребуя по ним уголовное дело для изучения, однозначно отказывать в удовлетворении заявленных требований (п.1 ч.3 ст.406 УПК РФ).

Казалось бы, достаточно принципиальная позиция. Однако абсолютный запрет к обжалованию и надзорному пересмотру оправдательного приговора или постановления о прекращении дела никак не учитывает тех моментов, что оправданный, например, может быть не согласен с мотивами оправдания, ибо в силу ч.2 ст.306 УПК РФ это объективно отражается на "судьбе" гражданского иска. В свою очередь, лицо, в отношении которого дело прекращено судом, возможно, желало бы оспорить нереабилитирующие основания такого прекращения. Как с подобными притязаниями сторон согласуются нормы ст.405 УПК РФ, остается неясным.

Не до конца проработан законодателем и целый ряд вопросов апелляционного производства. В частности, нет необходимой ясности в вопросе о том, в каком процессуальном порядке должны быть рассмотрены в районном суде частные жалобы апелляторов или жалобы на решение мирового судьи об отказе в восстановлении пропущенных сроков (ч.3 ст.357 УПК РФ); какова правовая природа поданных апелляторами возражений (ч.2 ст.358 УПК РФ). Есть определенные противоречия и в полномочиях суда и сторон при реализации процедуры контроля в том или ином процессуальном порядке. Каждая из этих проблем требует своего разрешения, поскольку в той или иной мере может сказаться на оптимальности деятельности суда вышестоящей инстанции, призванного посредством судебной проверки правосудности судебных решений к судебной защите конституционных прав, свобод и законных интересов граждан.

 

Н.Н. Ковтун,

доцент Нижегородской академии МВД РФ,

кандидат юридических наук

 

"Журнал российского права", N 12, декабрь 2002 г.

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Обзор литературы и генезис основных проблем как первого, так и второго производства дан в работе: Алексеев Н.С., Даев В.Г., Кокорев Л.Д. Очерк развития науки советского уголовного процесса. Воронеж, 1980. С.219-226, 230-235.

*(2) Предельно убедительными в данном вопросе представляются аргументы И.Д. Перлова, который указывает на то, что разрешение дела по существу имеет место и в определениях (постановлениях) вышестоящих судов, в которых, во-первых, дается ответ по существу заявленных требований, и, во-вторых, ими же могут быть внесены существенные изменения в приговор, либо он может быть вовсе отменен. См.: Перлов И.Д. Надзорное производство в уголовном процессе. М., 1974. С.103, 104-105.

*(3) Именно так, несмотря на некоторое терминологическое различие, они сформулированы в нормах УПК РФ применительно к апелляционному (ст.369 УПК РФ), кассационному (ст.379 УПК РФ) и надзорному производству (ст.409 УПК РФ).

*(4) В каждом из названных процессуальных порядков в качестве единого предмета проверки нормативно указан приговор или иное судебное решение (постановление, определение), вынесенные в нижестоящих судебных инстанциях.

*(5) Здесь и далее мы последовательно настаиваем на том, что именно пределы (объем, границы) проверки обусловливают собой как процессуальную форму той или иной формы контроля, так и полномочия субъектов осуществляемой деятельности.

*(6) Исключение в этом плане составляют лишь нормы, регламентирующие недопустимость "поворота к худшему" в суде вышестоящей инстанции. Более того, в коллизии ревизионного начала и недопустимости поворота к худшему приоритет, как правило, отдавался последнему. См.: Перлов И.Д. Указ. соч. С.112-115.

*(7) См.: Куцова Э.Ф. Советская кассация как гарантия законности в правосудии. М., 1957. С.77; Перлов И.Д. Указ. соч. С.136, 172 и др.

*(8) Именно в данной связи И.Д. Перлов предельно точно обращает внимание на то, что посредством ревизионного начала проверки пересмотр приговора (ограниченный интересом сторон) неизбежно превращается в ничем не ограниченный пересмотр дела (в публично-правовых интересах). См.: Перлов И.Д. Указ. соч. С.7.

*(9) Хотя действующее уголовно-процессуальное законодательство не использует термина "апелляционный отзыв", он был хорошо известен процессуальному законодательству России 1864-1917 годов. Мы используем названный термин в значении "апелляционная (кассационная) жалоба". См.: Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996. С.537, 539; Духовской М.В. Русский уголовный процесс. М., 1908. С.392-395.

*(10) Непонятна в этом вопросе "принципиальная" позиция законодателя в отношении других апелляторов. Почему положения ч.3 ст. 487 УПК РСФСР, так яростно отстаиваемые законодателем в отношении осужденного, не действуют применительно к другим апелляторам (потерпевшим), равенство прав которых на судебную защиту также гарантировано конституционной нормой и, следовательно, должно быть реально обеспечено?

*(11) Истолкование этой же нормы в состязательном смысле объективно предполагает право, а не обязанность прокурора (вернее - государственного обвинителя, участвовавшего в деле), по внесению протеста (представления) на то или иное неправосудное судебное решение, как это имеет место в нормах нового УПК РФ (ч.4 ст.354).

*(12) Здесь и далее мы в основном будем анализировать те или иные нормы, решения и процедуры производства в суде вышестоящей инстанции лишь применительно к приговору, одновременно понимая под этим и иные решения, вынесенные в данных судах в форме определения (постановления), которые также могут стать предметом проверки и разрешения в судах вышестоящей инстанции.

*(13) Субъекты обжалования фактически идентичны применительно к любому из порядков пересмотра судебных решений. Отсутствие в ч.1 ст.402 УПК РФ (надзорное производство) указания на гражданского истца и гражданского ответчика (или их представителей) в качестве возможных субъектов к обжалованию противоречит конституционному равенству граждан перед законом и судом и (в случае запроса) может быть признано неконституционным Конституционным Судом РФ.

*(14) Полагаем, вряд ли оправданна попытка законодателя сформулировать отдельные основания для отмены решений в надзорном порядке (ч.2 ст.409 УПК РФ).

Категория: Гражданский процесс | Добавил: Aziz001 (05.04.2011) | Автор: Ковтун Н.Н.
Просмотров: 1126 | Теги: теория государства и права, статьи, Ковтун Н.Н., ТГП, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде