Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Военное право

На правах рекламы



Эминов В.Е. Организованная преступность в армии
Организованная преступность в армии
Автор публикации: Эминов В.Е., Заслуженный юрист России, д-р юрид. наук, проф., заведующий кафедрой криминологии, психологии и уголовно–исполнительного права МГЮА; Мацкевич И.М., д-р юрид. наук, проф. кафедры криминологии, психологии и уголовно–исполнительного права МГЮА

В Вооруженных Силах по-прежнему сохраняется достаточно сложная криминологическая обстановка. Многие преступления в армии невозможно совершить в одиночку в силу специфики военной службы. Неудивительно, что особенное распространение получили преступления, совершаемые в группе. Вооруженные Силы представляют собой "лакомый кусок” для представителей криминального мира и прежде всего для наиболее социально опасной ее части, а именно организованного преступного сообщества. Более того, большинство наиболее опасных преступлений стали возможными при весьма распространенной коррумпированности среди командного состава, что самым ярким образом демонстрирует взаимосвязь организованной преступности и коррупции.

Организованная преступность словно "раковая опухоль” разрушает любой социальный организм, но для армии подобное разрушающее воздействие может иметь самые катастрофические последствия. Военнослужащие, попав под влияние организованной преступности, превращаются из защитников Отечества в его самых опасных врагов. Опасных тем более, что эти враги внутренние.

Под организованной преступностью в контексте рассматриваемых вопросов мы понимаем социально-негативное явление, заключающееся в совокупности преступных сообществ, объединяющих в своих рядах как отечественных, так и зарубежных преступников, и влияющих на определенные социальные сферы жизни общества, а также имеющих целью достижение наибольшей незаконной прибыли.

Надо сказать, что иногда в средствах массовой информации рассматриваемое негативное и опаснейшее явление представляется как закономерное последствие социальной и психологической незащищенности военнослужащих, их бедственного материального и морального состояния. Из-за этого в общественном сознании возникло устойчивое представление о том, что это сугубо российская проблема, которая обусловлена неоправданно затянувшейся и противоречивой реформой. Между тем, ознакомление с мировым опытом показывает, что проблема коррупции и проникновения в армию представителей организованной преступности носит весьма распространенный характер и присуща также армиям наиболее развитых в экономическом отношении стран. Первые наиболее полные и сенсационные сведения об устойчивой коррупции в армии и силах безопасности США, Италии и некоторых других стран Восточной Европы прозвучали в германском городе Гармиш-Партенкирхен, где 14–18 мая 2001 г. состоялась международная конференция на тему "Коррупция в силах безопасности – угроза национальной безопасности”. Так, в докладах представителей ФБР США и прокуратуры Милана указывалось на массовые хищения военнослужащими оружия и военной техники. Например, с военных баз, со складов повторного использования военной техники, а также Центра военной истории армии США постоянно пропадают оружие, техника и оборудование. В результате проведенных оперативных мероприятий было установлено, что пропавшие предметы, в числе которых значились портативная реактивная установка, танк "Шеридан”, джипы, продавались или обменивались военнослужащими с целью наживы. Крупнейшей кражей было хищение двумя сотрудниками службы безопасности ВВС США трех двигателей боевых самолетов F-16, стоимостью около 10 млн. долларов.

Немало преступлений корыстной направленности совершено и видимо еще будет совершено военнослужащими, находящимися в Ираке. (Как известно, в военных действиях на территории Ирака принимают участие военнослужащие большинства стран Запада и их союзники).

Таким образом, следует признать, что проблема коррупции среди военных чиновников и проникновение организованной преступности в армию превратилась в транснациональную.

Состояние преступности в Вооруженных Силах РФ продолжает вызывать серьезную озабоченность. Так, в 2003 г. было зарегистрировано на 13% больше преступлений, чем в 2002 г. (в 2002 г. – на 11% больше, чем в 2001 г.). На 26% увеличилось число должностных преступлений (в 2002 г. – на 42% больше, чем в 2001 г.). Количество преступлений против собственности возросло на 25%, а в сфере экономической деятельности – на 58%. Увеличилась на 15,6% численность преступлений против общественной безопасности. Кроме того, возросло число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения (на 7,5%), и что еще более опасно, увеличилось число тяжких преступлений, совершенных с применением оружия (на 17,2%). Преступлений против жизни и здоровья было совершено на 44,7% больше, причем значительно (на 31%) возросло количество случаев доведения сослуживцев до самоубийства.

При этом какие-либо позитивные изменения, связанные с проводимыми реформами для большинства военнослужащих представляются весьма туманно. Не добавляют положительного значения реформам и заявления о том, что армия никогда не будет профессиональной, а срок службы сократится только через несколько лет. 

В ходе проведенного нами опроса военнослужащих (опрашивались в том числе офицеры и прапорщики) 20% ответили, что имеются элементы слияния организованной преступности и преступности военнослужащих, в том числе на уровне близкого знакомства. Около 8% опрашиваемых ответили, что подобное слияние замечено ими на уровне совершения совместных коммерческих сделок, законность которых весьма сомнительна. Примерно 4% заявили, что военнослужащие и представители организованной преступности совершают преступления, причем, как корыстные, так и насильственные, в соучастии. Еще 4% ответили, что военнослужащие и члены преступных сообществ совместно похищают оружие из войсковых частей. В то же время 60% опрашиваемых в категоричной форме заявили, что Вооруженные Силы надежно защищены от проникновения организованной преступности. Впрочем, когда мы опрашивали офицеров-слушателей Военного университета, около 37% из них признали, что военнослужащие и представители организованной преступности совместно совершают преступления, в результате чего нередко самое современное российское оружие оказывается в руках бандитов и сепаратистов.

Представителей организованной преступности применительно к Вооруженным Силам интересует:

1. Оружие, в том числе взрывчатые вещества. Много оружия пропало во время первых боевых действий в Чечне, причем пропажа оружия возрастала в геометрической прогрессии. Например, по данным Главного ракетно-артиллерийского управления, в Чечне было утеряно 4830 единиц оружия. Внутренние войска потеряли в Чечне: в 1994 г. – 103 единицы оружия, в 1995 г. – 365, в 1996 г. – 407. Только в 1996 г., по данным МВД, зарегистрировано 3261 единицы похищенного оружия, причем 1127 единиц – это армейское боевое оружие, включая пулеметы, автоматы и гранатометы. Размеется, оружие похищается не только со складов воинских частей и не только военнослужащими.

2. Значительные материальные ценности, находящиеся на армейских складах. Согласно данным, полученным нами в результате опроса офицеров Северного флота, 12% из них признают, что в части, где они проходят службу, офицеры и мичманы регулярно совершают хищения военного имущества. При этом латентность данных хищений чрезвычайно высока. 

3. Армейские склады для незаконного хранения, например, наркотиков, угнанных автомашин и т.п. Более того, стали достоянием гласности в результате проведенных правоохранительными органами специальных оперативных мероприятий случаи, когда арендуемые армейские складские помещения использовались представителями организованных преступных группировок для подпольного изготовления спиртосодержащих напитков, автослесарных работ по сокрытию угнанных автомашин, изготовлению фальшивых документов и т.д. При этом во всех этих случаях командование соответствующей воинской части либо знало об этом, либо предпочитало делать вид, что не знает (скорее всего, и в первом, и во втором случаях, за соответствующее вознаграждение). Необходимо подчеркнуть, что особенно привлекательным для организованной преступности является то, что на территорию, где расположены склады, без специального разрешения не могут проникнуть представители невоенных правоохранительных и контролирующих органов.

4. Радиоактивные вещества, имеющие высокую рыночную стоимость. Организованная преступность в последнее время активно интересуется оружием массового поражения. Неоднократные случаи попыток продажи радиоактивных веществ как в пределах стран СНГ, так и за рубежом наглядно подтверждают это. В то же время беспокоит то, что во всех этих случаях официальные представители Министерства обороны и других заинтересованных "силовых” ведомств утверждают, что подобные случаи в принципе невозможны, а если и происходят, то носят экстраординарный характер. Между тем, даже сама возможность получения соответствующего продукта представителями организованной преступности может вызвать панический страх, поскольку для достижения своей цели преступники не останавливаются ни перед чем. Не случайно в последнее время многие практические и научные работники все чаще говорят о тесной связи организованной преступности с террористическими группировками. Например, радиоактивные или атакующие химические вещества могут похищаться с целью наживы, а не для непосредственного применения. Но интерес в их приобретении возникает либо у так называемых "террористических” государств (термин условный), где существует агрессивный авторитарный режим, либо у заведомо террористических организаций, представители которых готовы ради удовлетворения собственных политических амбиций поставить мир на грань катастрофы, что в очередной раз доказали события недавнего прошлого, когда террористы взорвали московское метро.

5. Финансовые средства Министерства обороны и других министерств и ведомств, где имеются воинские формирования. Так называемая "прокрутка” бюджетных средств, как показали события 1990-х гг., весьма доходна для преступных группировок. Серьезную проблему представляет легализация денег, добытых преступным путем. С помощью кредитно-финансовой системы Министерства обороны криминальные сообщества вкладывают деньги во всевозможные околоармейские ветеранские фонды, обладающие рядом значительных налоговых льгот и послаблений, а также в строительство жилья, часть которого затем переходит к ним в собственность. Что касается строительства, которое ведется через Министерство обороны, то здесь, к сожалению, в последние несколько лет наблюдались серьезные нарушения и злоупотребления.

Так, при реконструкции Чернышевских казарм в Москве были допущены серьезные отступления от установленных правил. Работы были завершены в 2003 г., и после изучения финансовых документов стало очевидно, что запланированные расходы значительно превышены. В результате проведенных проверок финансовыми службами было установлено, что, например, в числе прочего построен объект под названием "баня для личного состава”: элитная сауна с бассейном, бильярдной и тренажерным залом. Баня обошлась казне Министерства обороны в 29 млн. рублей. Никакой первоначальной проектно-сметной документацией она не предусматривалась. На территории бригады охраны Генштаба была возведена Аллея славы – 13 гранитных стел с именами солдат, погибших в Чечне, которая согласно смете обошлась в 10 млн. рублей. Характерно, что расходы на Аллею славы также не были запланированы. Расчет при этом простой – никто не посмеет упрекнуть в трате денег на монумент в честь героев, хотя очевидно, что затраты были чрезмерными, и за счет бюджетных средств. Всего ущерб при реконструкции казарм составил 1 млн. долларов США. Было установлено, что деньги Министерство обороны платило компании "Ремфинстрой”, которая после начатой проверки бесследно исчезла. Не менее запутанная ситуация сложилась с передислокацией 147-й автобазы Генерального штаба из здания, которое считается памятником архитектуры (Провиантские склады), в новый военный городок на Рублевском шоссе. Несмотря на выделенные денежные средства, руководство КЭУ заявило, что объем недофинансирования составил 200 млн. рублей. Были вскрыты и другие злоупотребления. В частности банно-прачечный комбинат возводился за счет средств, выделенных правительством Москвы. Но как выяснилось, за эту же технику были уплачены суммы из средств Министерства обороны. Другими словами, одна и та же продукция оплачивалась дважды за счет государства.

6. Возможность использования государственно-чиновничьего аппарата. Должностные полномочия, предоставленные чиновникам Министерства обороны весьма широки, особенно если учесть то обстоятельство, что на период введения, например, чрезвычайного положения, большинство чиновников гражданских ведомств автоматически переходят в подчинение к военным. Не следует забывать, что даже в обычные дни военные могут призвать едва ли не любого военнообязанного гражданина на так называемые военные сборы. Кроме того, представители организованной преступности нуждаются в освобождении от призыва в армию своих родственников и знакомых, а также "боевиков”, что также невозможно без коррумпированного военно-чиновничьего аппарата. Указанные, а также иные широкие полномочия военных чиновников зачастую используются в противоправных целях. 

7. Представителей организованной преступности интересует военный транспорт, который, как правило, освобожден от обычного досмотра и маршруты его движения нередко проходят в стороне от транспортных магистралей. Известен случай, когда в военном аэропорту Чкаловск (Московская область) была задержана преступная группа в момент перегрузки из прибывшего из Средней Азии военного самолета в автомобиль "Газель” наркосодержащего непереработанного сырья. Кроме того, в течение длительного времени через границу с Грузией организованными преступными группировками осуществлялась контрабандная перевозка в Россию некачественного этилированного спирта. Без незаконных посреднических услуг, в том числе со стороны военных, подобная перевозка вряд ли была бы возможна.

8. Государственная граница, охраняемая военнослужащими, также не остается без внимания организованной преступности, представителей которой, естественно, в первую очередь интересуют вопросы прохождения контрабандного товара, незаконно добытой валюты и, особенно в последнее время, наркотиков. Именно при перевозке наркотиков наблюдаются элементы слияния отечественной организованной преступности с международной. Например, долгое время выходцы из Нигерии (в основном учащиеся Российского университета дружбы народов), доставляющие в Россию так называемый "коричневый” героин (низшая степень очистки наркотиков) опекались представителями российской организованной преступности. В последнее время организованная преступность все больший интерес проявляет к контрабанде культурно-исторических ценностей. По данным Главного управления уголовного розыска МВД РФ, из крупнейших музеев, архивов, библиотек Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Сочи и других городов России похищены, а возможно уже вывезены из страны произведения Айвазовского, Поленова, Саврасова, Васнецова, мозаичная икона, выполненная М.В. Ломоносовым, археологические коллекции, древнейшие книги и рукописи. 

9. Новейшие образцы военной техники, которая высоко котируется на международном рынке вооружения, а также секретные военные разработки и материалы, представляющие доходный товар для иностранных спецслужб. Например, в свое время произошел, можно без преувеличения сказать, международный скандал, когда в Великобританию был продан российский танк Т-80У. Пикантность ситуации заключалась в том, что в октябре 1992 г. российская государственная компания "Спецвнештехника” продала либерийской фирме "Абиндрек Инк” единственный секретный экземпляр танка, оказавшийся затем при так и невыясненных обстоятельствах в Великобритании. Американские и французские представители ВПК сделали запрос в ООН с просьбой подтвердить, что Россия внесла продажу танка в соответствующий реестр. И хотя танк был продан в октябре 1992 г., представители российского ВПК, во избежание развития скандала, вынуждены были внести в специальный реестр продажу опытного секретного танка в июне 1993 г., т.е. "задним” числом. Между прочим, зачастую после хищения наиболее сложной военной техники с помощью военных представители криминального мира рекрутируют и военных специалистов для ее последующего обслуживания.

10. Высокопрофессиональные специалисты, хорошо владеющие огнестрельным оружием, имеющие навыки рукопашного боя и умеющие обращаться со взрывчатами веществами. Активное рекрутирование наиболее подготовленных военных специалистов в сферу организованной преступности стало очевидным и исключительно опасным социально-негативным явлением. Это касается привлечения бывших (реже действующих) военных в качестве наемных убийц ("киллеров”), в качестве специалистов в области радиоэлектроники для обеспечения в интересах организованной преступности всех видов

прослушивания конкурентов (иногда и государственных служащих) и "взлома” чужих компьютерных систем безопасности. Например, в Новочеркасске представители спецназа Внутренних войск занимались вымогательством (рэкетом) и угоном, с целью последующей продажи, автомобилей. Многие отечественные видные криминологи полагают, что часто "киллерами” являются бывшие сотрудники спецподразделений КГБ (ФСБ), МВД и Министерства обороны. Низкая раскрываемость "заказных убийств” помимо известных причин (неумение правоохранительных органов расследовать такие преступления, боязнь дачи свидетелями показаний и т.п.) объясняется еще и высокой профессиональной подготовкой исполнителей, которые умудряются попасть в голову жертве из стрелкового оружия с расстояния в несколько десятков метров из движущегося транспортного средства или подкладывают взрывное устройство таким образом, что потерпевший взрывается вместе с автомобилем. Показательно и симптоматично, что в результате нашего опроса офицеров, трое из них ответили, что в случае увольнения из Вооруженных Сил они пойдут работать в охранные структуры, даже если те будут каким-либо образом связаны с организованной преступностью. При этом даже в условиях анонимного опроса такие ответы офицеров, находящихся на действительной военной службе, говорят о многом. Но более настораживает, что еще 8% опрашиваемых офицеров затруднились ответить, пойдут ли они работать в подобные структуры или нет. Другими словами у офицеров не наблюдается активного устойчивого неприятия к самой возможности сближения с криминальным миром.

Определенные качества офицеров, такие как дисциплинированность, хорошая физическая подготовка, навыки рукопашного боя и владение оружием, позволяют им успешно конкурировать при выборе такой специфической работы, как сотрудник охранного предприятия. Не всегда офицер стремится расстаться с военной службой, т.к. ему необходима гарантированная государственная пенсия и иные социальные льготы. В то же время многие из них надеются на изменения в лучшую сторону и искренне верят в патриотический долг. (Один из офицеров Морского флота, после очередной задержки с выплатой денежного довольствия, в собственной каюте расстрелял из пистолета устав, написал записку, что не может изменить присяге, и застрелился.) Следовательно, предлагаемую работу в охранном предприятии офицеры рассматривают как временную, дающую возможность дополнительного заработка. К сожалению, недобросовестные руководители подобных предприятий, пользуясь тем, что офицер вынужден скрывать свои дополнительные заработки, поскольку согласно действующему законодательству он не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью, поручают всякого рода сомнительные задания и постепенно подталкивают их к совершению противоправных деяний, обещая за выполнение порученных заданий солидное денежное вознаграждение. При этом необходимо подчеркнуть, что значительная часть охранных предприятий либо действует с нарушением установленных правил, либо вообще связана с криминальным миром. Весьма показательно, что в одном из самых известных и крупных охранных предприятий "Родон” насчитывается до 300 бывших спецназовцев.

Определить основные причины все возрастающего проникновения организованной преступности в Вооруженные Силы – задача отнюдь не простая. Тем не менее среди основных и главных следует выделить следующие крупные блоки социально-негативных проблем.

1. Проведение реформ в армии, как уже говорилось, сопряжено с серьезными трудностями, которые усугубляются тем, что реформирование проводит устаревший организационно-управленческий аппарат. При таких условиях возможны различные злоупотребления, приводящие к совершению корыстных преступлений, в том числе с участием представителей организованной преступности. При этом совершаемые преступления, помимо материального и морального вреда, причиняют вред непосредственно обороноспособности страны. (Думается, неслучайно произошли серьезные сбои во время зимних боевых стрельб на Северном флоте. Например, в конце 1990-х гг. в ходе прокурорской проверки на одной из подводных лодок были обнаружены разукомплектованными несколько боевых торпед, на которых отсутствовали аккумуляторные батареи. При этом командование флота недоумевало, почему во время учений боевые торпеды тонут. В то время об этих фактах общественность не информировалась.) Один из командиров батальона материально-технического обеспечения дивизии РВСН регулярно откачивал из специального резервуара десятки тысяч тонн топлива и продавал его сторонним организациям, причем довольно часто посредником в организации подобных сделок выступали представители местных преступных группировок. Один из директоров государственного предприятия даже хотел направить благодарственное письмо на имя Министра обороны и рассказать о действенной помощи армии народу, но его опередили работники военной прокуратуры. В результате проведенной проверки было установлено, что ущерб от его "коммерческой” деятельности составил 2 млн. рублей. Как выяснилось, командир батальона обеспечения принял решение продавать ракетное топливо для того, чтобы добыть средства на лечение дочери, которой требовалась срочная дорогостоящая операция на сердце, а денег у него не было. Будучи втянутым в криминальный бизнес, он уже не мог не совершать преступления, поскольку в противном случае лидеры преступной группировки угрожали ему и его семье физической расправой. В этом есть определенная устоявшаяся закономерность: криминальный мир исподволь навязывает собственные "правила игры”, в какой-то момент даже проявляя элементы видимого участия, но потом спровоцированного ими на совершение преступления офицера, они уже от себя не отпускают. 

2. Справедливо постоянно говорится о росте социального расслоения среди военнослужащих. Некоторые должностные лица пользуются значительными материальными благами (имеют несколько квартир, дачи, дорогие автомашины), другие военнослужащие получают незначительное денежное довольствие и вынуждены жить либо в общежитиях, либо снимать комнаты или квартиры, тратя на это практически все получаемые деньги. Как показывают данные социологических опросов, наиболее ущербно офицеры чувствуют себя во Владивостоке, Москве, Хабаровске, Южно-Сахалинске. Более или менее социально приемлемые условия службы, согласно этим же данным, в Ульяновске и Казани. Уровень жизни офицеров, прежде всего среднего звена все еще остается низким и это вызывает недовольство. Согласно проведенному опросу, лишь 28% офицеров намерены служить до пенсии, 28% продолжают служить в надежде на улучшение жилищных условий, после чего намерены немедленно уволиться. При этом на подготовку каждого офицера тратятся немалые государственные средства, а часть из них не хочет служить едва ли не сразу после получения звания лейтенанта.

3. До сих пор не удалось повысить престиж военной службы, что крайне негативно отражается как на ходе проведения задуманных реформ, так и на отношении общества к армии. Военнослужащие зачастую ощущают противостояние между собой и общественным настроением и, в том числе поэтому, чувствуют себя "временщиками”. Такие люди не рассматривают службу как исполнение долга, а относятся к ней как к средству наживы. Психология "временщика” у военнослужащих тем и опасна, что подталкивает их к сомнительным связям, т.к. у них отсутствует, если так можно сказать, точка опоры. Несомненно, организованная преступность удачно использует подобных "временщиков” в своих целях.

4. Отсутствуют четкие и понятные морально-этические правила поведения высших военных чиновников. Очевидно, что какой бы высокий государственный пост не занимал военнослужащий, он не может обладать роскошной виллой в запретной природоохранной зоне и не может иметь в частной собственности яхту. Наверное, наличие такого рода "излишеств” у военнослужащих должностных лиц должно, по меньшей мере, вызывать озабоченность у руководства Министерства обороны, а по большому счету в этом случае необходимо ставить вопрос об увольнении со службы лиц, склонных к компроментации высокого воинского звания. Именно на подобных лиц рассчитывают представители организованной преступности, которые планируют взятие под свой контроль той или иной сферы деятельности, так или иначе связанной с Вооруженными Силами. 

5. С этой же проблемой связана проблема коррумпированности военных чиновников. К сожалению, уровень коррупции в Вооруженных Силах достиг таких масштабов, когда даже "дедовщина” подверглась этому явлению, – нередки случаи, когда молодые солдаты откупаются от "дедов”, и те берут их под свою защиту и покровительство. 

6. Правоохранительная система, сложившаяся в Вооруженных Силах, устарела и требует серьезной реконструкции. Причем, речь должна идти не только о структурно-штатной реорганизации, а о пересмотре некоторых принципов в ее деятельности (например, финансирование работников военной юстиции не должно идти через Министерство обороны). Сколько раз было сказано о давно назревшей необходимости создания военной полиции в качестве самостоятельной структуры, не подчиненной командиру части, однако этот принципиальный вопрос до сих пор так и не решен. Само реформирование Вооруженных Сил без качественно новой системы правоохранительных органов, осуществляющих контроль за соблюдением законности в войсках, невозможно. Между тем, досужие разговоры о сложности подобной работы и о том, что на это у государства нет денег, не имеют под собой серьезной аргументации, поскольку деятельность военного дознавателя, который в период исполнения несвойственных для него функций вынужденно отрывается от исполнения своих прямых обязанностей, обходится налогоплательщикам гораздо дороже, а об эффективности такой деятельности и говорить не приходится. Разумеется, в условиях острой нехватки профессиональных кадров, которые готовы бороться с преступностью, представители криминального мира чувствуют себя намного проще и лучше, чем это должно было бы быть. 

Рассмотренные причины, конечно, не исчерпывают всей глубины проблемы, но наша задача заключалась в том, чтобы обозначить некоторые опасные явления и процессы, которые в негативном ключе влияют не только на преступность в Вооруженных Силах, но могут при определенных условиях поставить вопрос о самом существовании этого института государства.
Категория: Военное право | Добавил: Aziz001 (04.04.2011) | Автор: Эминов В.Е.
Просмотров: 1661 | Теги: теория государства и права, статьи, Эминов В.Е., ТГП, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде