Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Военное право

На правах рекламы



Пчелинцева Л.М. Правовое регулирование обеспечения жильем военнослужащих в период Великой Отечественной войны

Правовое регулирование обеспечения жильем военнослужащих
в период Великой Отечественной войны

·          Правовое регулирование обеспечения жильем военнослужащих в период Великой Отечественной войны (Л.М. Пчелинцева, "Журнал российского права", N 2, февраль 2004 г.)

 

В Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. N 706, в числе основных принципов развития военной организации государства названы реализация прав и свобод военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности, достойного социального статуса и уровня жизни*(1). Поэтому совершенствование законодательства о социальной защите военнослужащих является на протяжении последнего времени одним из важнейших условий проведения военной реформы в Российской Федерации.

Неотъемлемой составляющей осуществляемых в этом направлении мероприятий является проблема реализации конституционного права военнослужащих на жилище.

В последние годы проблема обеспечения военнослужащих жилыми помещениями весьма обострилась и приобрела общегосударственный характер. В 2002 году количество военнослужащих, не имеющих жилья, достигло 157,4 тыс. человек*(2), а с учетом нуждающихся в улучшении жилищных условий их число составило 172,6 тыс.*(3) При этом в силовых структурах более пяти тысяч лиц, выслуживших установленные сроки службы, не могут быть уволены в силу невозможности выполнить предусмотренное законом условие об обязательном предоставлении им жилья. В то же время их содержание ежемесячно обходится федеральному бюджету в 13,8 млн рублей*(4).

Причина такой ситуации - не только в ограниченных возможностях федерального бюджета, но и в имеющихся недостатках правового регулирования реализации права на жилище военнослужащих как важной составляющей статуса военнослужащих в целом.

В этой связи в последнее время все активнее обсуждаются предложения новаторского характера о введении новых форм решения жилищной проблемы военнослужащих, которые требуют, разумеется, тщательной предварительной проработки*(5). Изложенными обстоятельствами и объясняется актуальность исследования ранее существовавшей в России практики обеспечения жилыми помещениями военнослужащих.

Необходимо отметить, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением жилья этой категории граждан, было неодинаковым в разные периоды отечественной истории и имело свои специфические особенности, поскольку во многом являлось отражением существовавшего в тот или иной конкретный период времени политического и экономического строя в России.

По мнению автора, серьезного внимания заслуживает рассмотрение вопроса об обеспечении военнослужащих жилыми помещениями во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., ставшей тяжелейшим испытанием для всего советского народа.

Как известно, в течение всего периода войны действовал режим военного положения, введенный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении"*(6), который предусматривал широкий комплекс жестких мер ограничительного характера в отношении граждан. Тем не менее вопросам социального обеспечения военнослужащих, в том числе жильем, уделялось серьезное внимание. Уже через несколько дней после начала войны Постановлением СНК СССР от 28 июля 1941 г. N 1902 "Об обеспечении добровольцев, вступивших в части войск действующей Красной Армии" (п.2) было предусмотрено сохранение за лицами, добровольно вступившими в действующую армию, занимаемой ими жилой площади. Спустя неделю, в условиях мобилизации в действующую армию граждан нескольких призывных возрастов Постановлением СНК СССР от 5 августа 1941 г. N 1931 "О сохранении жилой площади за военнослужащими и о порядке оплаты жилой площади семьями военнослужащих в военное время"*(7) были установлены следующие гарантии жилищных прав уже для всех "лиц, состоящих в рядах Красной Армии, Военно-Морского Флота и войсках НКВД", а именно: а) сохранение за ними на время войны занимаемой перед мобилизацией жилой площади; б) отмена взимания квартирной платы в случаях, если освобождаемое военнослужащим жилье оставалось незаселенным; в) установление пониженных (льготных) ставок оплаты жилых помещений для семей военнослужащих всех категорий, в том числе среднего, старшего и высшего начальствующего состава; г) исключение при исчислении квартирной платы жилой площади, "падающей на долю военнослужащего"; д) установление обязанности граждан, временно вселенных на жилую площадь военнослужащего (так называемых временных жильцов), по немедленному освобождению этой жилой площади в случае возвращения военнослужащего из действующей армии.

Перечисленные в Постановлении СНК СССР от 4 июня 1943 г. N 632 "О льготах для семей военнослужащих, погибших и без вести пропавших на фронтах Отечественной войны"*(8) льготы были распространены на членов семей погибших или без вести пропавших военнослужащих. Как было разъяснено в приказе Народного комиссара коммунального хозяйства РСФСР от 16 апреля 1943 г. N 108 "О сохранении после смерти военнослужащего за его семьей права пользования на льготы, установленные постановлением СНК СССР от 5 августа 1941 г. N 1931"*(9), действие льгот в части оплаты жилья распространялось на время войны на членов семей погибших (умерших) военнослужащих.

В соответствии с Постановлением СНК СССР N 1931 норма о сохранении за военнослужащими занимаемой ими жилой площади на время войны была также дополнительно закреплена в специально принятых нормативных актах по вопросам предоставления жилья в Москве, Киеве и Харькове*(10).

Кроме того, отдельными постановлениями СНК РСФСР предусматривалось сохранение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, ранее установленных для некоторых категорий квалифицированных работников, в случае их призыва в действующую армию*(11).

В целях защиты жилищных прав военнослужащих действующей армии в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 23 июня 1941 г. N 24/9/а/У "О приостановлении производством всех незаконченных производством судебных дел по искам о выселении из жилых помещений лиц, состоящих по призыву и мобилизации в рядах Красной Армии и Военно-Морского Флота, а также членов их семей"*(12) все дела по искам о выселении из жилых помещений военнослужащих и членов их семей были приостановлены производством. Одновременно было приостановлено и исполнение решений о выселении из жилых помещений лиц данной категории.

В переломный период войны, начиная с 1943 года, в СССР стали приниматься нормативные акты по вопросам жилищного обеспечения отдельных категорий военнослужащих высшего командного состава и оказания финансовой поддержки военнослужащим и членам их семей в восстановлении разрушенного войной жилья. Так, в соответствии с Постановлением СНК СССР от 28 апреля 1943 г. N 462 "Об обеспечении семей генералов и лиц старшего начальствующего состава Красной Армии, умерших, погибших в боях и пропавших на фронте без вести" за семьями лиц указанной категории закреплялась жилая площадь, занимаемая ими по месту их постоянного жительства, а в случае оккупации места постоянного проживания семье предоставлялась соответствующая жилая площадь в избранном ею месте жительства. Такой подход к решению жилищной проблемы членов семей погибших на войне лиц высшего и старшего начальствующего состава был распространен постановлениями СНК СССР от 12 мая 1943 г. N 509 и от 31 мая 1943 г. N 618 соответственно на семьи генералов, комиссаров государственной безопасности, комиссаров милиции, лиц старшего начальствующего состава (майоров, подполковников и полковников) НКВД и НКГБ, а также адмиралов и капитанов третьего, второго и первого ранга Военно-Морского Флота*(13).

Подтверждением особого внимания к жилищным правам командного состава Красной Армии и других силовых ведомств было Постановление Государственного Комитета Обороны от 28 июня 1944 г. N ГОКО-6116 "О материально-бытовом обеспечении генералов, адмиралов, комиссаров государственной безопасности, комиссаров милиции и старшего офицерского состава Красной Армии, ВМФ, войск и органов НКВД СССР и НКГБ СССР, имеющих срок выслуги 25 лет и более"*(14), которым военнослужащим данной категории было предоставлено право пользования закрепленной за ними жилой площадью без ограничения ее размеров.

На основании распоряжения СНК СССР от 4 сентября 1943 г. N 17090-р "О выдаче ссуды на восстановление и капитальный ремонт домов, принадлежащих военнослужащим, в районах, освобожденных от немецко-фашистских оккупантов" коммунальные банки были наделены полномочиями на выдачу по решениям горисполкомов ссуд членам семей военнослужащих на капитальный ремонт домов в освобожденных от оккупации районах*(15). Через три месяца распоряжением СНК СССР от 16 ноября 1943 г. N 21889-р этот порядок выдачи ссуд был распространен на всю территорию СССР. Причем в целях ускорения получения ссуды и начала процедуры ремонта домов, пострадавших от военных действий, циркулярным письмом Цекобанка от 24 ноября 1943 г. N 601397 "О порядке выдачи коммунальными банками ссуд членам семей военнослужащих на восстановление и капитальный ремонт домов, принадлежащих военнослужащим"*(16) было установлено, что в случае невозможности получения доверенности от военнослужащего, являющегося владельцем дома, ссуды могли выдаваться совершеннолетним членам семьи военнослужащего под их временные обязательства.

С учетом отсутствия необходимого количества жилья и вынужденно проводимой политики "принудительного уплотнения", в завершающий период войны и после ее окончания большое внимание в СССР уделялось вопросам правового регулирования выселения граждан из занимаемого ими жилья. Особое значение этот вопрос имел для военнослужащих, поскольку в соответствии с Постановлением СНК СССР N 1931 занимаемое ими до направления в действующую армию жилье должно было освобождаться временно проживавшими в нем гражданами. Единственное исключение Постановлением СНК СССР от 28 июня 1945 г. N 1512 "О предоставлении возвращающимся в г. Киев военнослужащим и их семьям взамен довоенной их жилплощади, занятой в настоящее время деятелями науки и искусства, другой жилплощади" было сделано для творческих работников, проживавших в квартирах военнослужащих в Киеве. Но и в этом случае военнослужащие должны были обеспечиваться Совнаркомом УССР равноценной жилплощадью, хотя в Киеве лишь "по возможности", а в обязательном порядке только во Львове и Черновцах.

Однако, несмотря на соответствующую норму, закрепленную в Постановлении СНК СССР N 1931, на практике нередко встречались различные спорные ситуации, требующие, в том числе, и судебного разрешения. В частности, спорный характер имело определение круга лиц, на которые распространялось действие данной нормы. Фактически речь шла о возможности приравнивания к военнослужащим сотрудников различных формирований военизированного типа. В этой связи Прокуратурой СССР 18 февраля 1944 г. было дано следующее разъяснение (за N 8-Н-3): "Постановление СНК СССР от 5 августа 1941 г. N 1931 распространяется на лиц, состоящих в рядах Красной Армии, флота и войск НКВД. Сотрудники военно-дорожных отрядов НКВД, как не находящиеся в составе войск НКВД, не пользуются льготами, установленными постановлением СНК СССР от 5 августа 1941 г. N 1931".

Различные подходы в правоприменительной практике проявлялись также при решении вопросов о возможности выселения в административном порядке военнослужащих, занимающих в качестве "временных жильцов" квартиры других военнослужащих, о распространении действия Постановления СНК СССР N 1931 на военнослужащих, направленных в Красную Армию из мест заключения (что, например, касалось ряда известных советских военачальников, необоснованно репрессированных перед войной), и по другим вопросам осуществления военнослужащими своих жилищных прав*(17).

В целях исключения различного толкования судами Постановления СНК СССР N 1931 Пленумом Верховного Суда СССР было принято Постановление от 12 января 1945 г. N 1/2/У "О судебной практике по делам о возврате жилплощади военнослужащим и возвращающимся из эвакуации членам их семей, а также другим гражданам"*(18), в котором давались следующие разъяснения: а) суды неправильно принимают к своему производству иски военнослужащих и членов их семей о выселении лиц, временно вселенных на их жилплощадь, поскольку жилплощадь по возвращении военнослужащего должна освобождаться временными жильцами немедленно, в противном случае они подлежат выселению в административном порядке; б) лица, вселенные на жилплощадь военнослужащих, в том числе и по ордерам местных жилищных органов, проживают на ней временно и подлежат выселению в административном порядке независимо от того, к какой категории они сами относятся; в) военнослужащие (и члены их семей) имеют право требовать выселения в административном порядке со своей жилплощади лиц, временно вселенных на нее, лишь при условии, если эта жилплощадь принадлежала им к моменту призыва в ряды Красной Армии и вселение временных жильцов состоялось после призыва военнослужащего в Красную Армию или после эвакуации членов его семьи по обстоятельствам военного времени в другое место.

Порядок административного выселения в таких случаях определялся ст.93 Кодекса о льготах для военнослужащих и военнообязанных Рабоче-крестьянской Красной Армии и их семей от 23 апреля 1930 г., то есть в двухнедельный срок с момента подачи заявления заинтересованными лицами и учреждениями (в случае временного заселения с разрешения местных жилищных органов), или Постановлением СНК СССР от 1 июля 1943 г. N 712 "О порядке административного выселения лиц, самоуправно занявших жилую площадь"*(19) (в случае самоуправного заселения). Причем в последнем случае решение прокурором вопроса о санкции на выселение должно было быть принято в течение не более суток с момента подачи заявления, а само выселение осуществлялось в семидневный срок со дня дачи санкции.

Принятые в годы войны меры по правовому регулированию жилищных прав военнослужащих в целом положительно оценивались в послевоенной юридической литературе как адекватные обстановке военного времени и объективно необходимые*(20), когда были разрушены почти треть городского жилищного фонда (1209 тыс. домов) и 3,5 млн домов в селах, в результате чего без жилья осталось около 25 млн человек*(21).

Решение на государственном уровне проблемы жилищного обеспечения военнослужащих Красной Армии как воинов страны, внесшей решающий вклад в победу над фашистской Германией и испытавшей на себе основную тяжесть лишений военного времени, приобретало первостепенное значение и имело не только социальный, но и явно выраженный политический характер.

Проблема обеспечения жильем военнослужащих в первый послевоенный период требовала оперативного реагирования и создания соответствующей правовой базы, которая была сформирована за непродолжительное время путем принятия ряда нормативных актов, первым и основным из которых стало Постановление СНК СССР от 21 сентября 1945 г. N 2436 "О мероприятиях по оказанию помощи демобилизованным, семьям погибших воинов, инвалидов Отечественной войны и семьям военнослужащих"*(22). В нем, в частности, предусматривалось: а) продление до конца 1946 года действия Постановления СНК СССР от 4 июня 1943 г. N 632 "О льготах для семей военнослужащих, погибших и без вести пропавших на фронтах Отечественной войны" (п.2); б) введение обязанности наркоматов и ведомств передавать в распоряжение исполкомов местных Советов депутатов трудящихся 10 процентов всей жилой площади во вновь выстроенных и восстановленных домах. В свою очередь, исполкомам местных Советов предлагалось заселять указанную площадь исключительно нуждающимися в жилье демобилизованными, семьями военнослужащих, инвалидами Отечественной войны и семьями погибших воинов (п.8); в) установление обязанности Цекобанка выдавать семьям погибших воинов, инвалидам Отечественной войны и нуждающимся семьям военнослужащих ссуды на строительство и восстановление жилых домов в сумме от 5 до 10 тысяч рублей со сроком погашения от 5 до 10 лет (п.5).

Кроме того, Постановлением СНК СССР N 2436 было введено правило, предусматривающее обязательное выделение части жилой площади во вновь построенных жилых домах военному ведомству для ее последующего предоставления военнослужащим. В последующем оно получило закрепление и в иных нормативных актах, действовало в течение длительного времени и распространялось на Министерство обороны СССР, пограничные войска КГБ СССР и внутренние войска МВД СССР. Размер выделенной таким образом жилой площади устанавливался и распределялся целевым порядком пропорционально количеству военнослужащих, нуждающихся в получении жилья, среди указанных силовых ведомств решениями исполкомов местных Советов.

Необходимо отметить, что практика выделения части жилой площади во вновь построенных жилых домах военному ведомству существовала и до войны в отдельных регионах СССР, например, в Узбекской CCP*(23). Однако закрепление на законодательном уровне в масштабах СССР она получила только в Постановлении СНК СССР N 2436, на основании которого соответствующие постановления были приняты и советами министров ряда союзных республик*(24).

Правовой режим жилой площади, предоставленной за счет такого источника военнослужащим, в целом не отличался от обычного. С военнослужащими офицерского состава, вселенными в счет десятипроцентной квоты в дома, принадлежащие государственным учреждениям, предприятиям и общественным организациям, управляющими домов заключались договоры жилищного найма*(25). В то же время, с учетом введенной Постановлением СНК СССР от 21 октября 1938 г. практики закрепления жилья за начальниками гарнизонов, действовало правило, в соответствии с которым при освобождении выделенного в счет данного лимита жилья оно подлежало последующему заселению только военнослужащими или демобилизованными*(26).

Выработанный в 1945 году особый подход к решению жилищной проблемы военнослужащих с использованием материальных ресурсов практически всех министерств и ведомств СССР в последующем признавался в научной литературе обоснованным с учетом особого статуса военнослужащих. Давая ему оценку, П.И. Седугин и В.Ф. Яковлев, например, отмечали, что выделение специальной квоты в жилищном фонде для заселения семьями военнослужащих способствовало получению ими жилья в приоритетном порядке среди всех категорий граждан, имеющих право на получение жилья в первоочередном порядке*(27). Таким образом, послевоенным жилищным законодательством был установлен новый порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, характеризующийся наличием специальных гарантий государственного характера с использованием жилищного фонда всех министерств и ведомств СССР.

Что касается упомянутого Постановления СНК СССР от 21 октября 1938 г., фактически первая объективно критическая оценка этого акта была дана спустя почти сорок лет после его принятия в статье одного из ведущих отечественных специалистов в области жилищного права В.Н. Литовкина "Льготы по обеспечению жилой площадью семей защитников Родины"*(28). Принцип закрепления жилья за военным ведомством автор назвал во многом "случайным". В подтверждение своей позиции он приводил примеры из практики, когда основанием для вселения военнослужащего в жилое помещение являлось не предыдущее проживание в нем другого военнослужащего, а иные причины (например, вступление в брак), имеющие "случайный" характер. В этой связи им высказывалось предложение признать утратившим силу Постановление СНК СССР от 21 октября 1938 г. или сохранить его действие только в отношении жилья, изначально выделенного целевым порядком Министерству обороны, - тогда его последующее закрепление за начальником гарнизона будет правомерным как предопределенное предыдущими решениями. Однако проблема формирования и сохранения жилищного фонда военного ведомства рассматривалась тогда прежде всего как социально-политическая, поэтому предложения В.Н. Литовкина по понятным причинам не были реализованы. В последующем, после распада СССР, это Постановление СНК фактически утратило силу как не согласующееся со сложившимися новыми отношениями собственности в Российской Федерации и по причинам финансово-экономического характера.

В послевоенном жилищном законодательстве предусматривалась и такая мера по решению жилищной проблемы военнослужащих, как предоставление ссуд (долгосрочных кредитов) на строительство жилых домов. Использование военнослужащими возможности получения ссуды было, как правило, тесно связано с предоставлением им земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Для решения данного вопроса был последовательно принят ряд нормативных актов различного уровня. Первым из них стало отвод в бессрочное и бесплатное пользование земельных участков под застройку жилых домов в городах, рабочих поселках и дачных местностях генералам и офицерам с выслугой не менее 25 лет*(29).

 

* * *

 

Рассмотренные в статье материалы позволяют прийти к выводу о том, что во время Великой Отечественной войны, несмотря на исключительную сложность ситуации, когда, по сути, речь шла о выживании советского народа и существовании государства, был принят ряд нормативных актов, которыми устанавливались дополнительные гарантии жилищных прав военнослужащих, включая такие как:

а) сохранение за ними на время войны занимаемой перед мобилизацией жилой площади;

б) отмена взимания квартирной платы в случаях, если освобождаемое военнослужащим жилье оставалось незаселенным;

в) установление пониженных (льготных) ставок оплаты жилых помещений для семей военнослужащих всех категорий, в том числе среднего, старшего и высшего начальствующего состава;

г) исключение при исчислении квартирной платы жилой площади, "выпадающей на долю военнослужащего";

д) установление обязанности граждан, временно вселенных на жилую площадь военнослужащего (так называемых временных жильцов), по немедленному освобождению этой жилой площади в случае возвращения военнослужащего из действующей армии;

е) введение особого порядка жилищного обеспечения отдельных категорий военнослужащих высшего командного состава и членов их семей;

ж) оказание финансовой поддержки военнослужащим и членам их семей в восстановлении разрушенного войной жилья.

Предпринятые государством меры по охране жилищных прав военнослужащих позволили повысить уровень их социальной защищенности в целом, способствовали укреплению морального духа военнослужащих действующей армии и, в конечном счете, - отражению агрессии фашистской Германии и победе в Великой Отечественной войне.

Осуществленные сразу же после окончания Великой Отечественной войны меры по решению жилищной проблемы военнослужащих были адекватны сложившейся обстановке, объективно необходимы и имели комплексный характер, то есть включали в себя организационные, финансовые, правовые вопросы, а именно:

а) обязательное выделение практически всеми министерствами и ведомствами СССР, а также местными Советами депутатов трудящихся части жилой площади во вновь построенных и вводимых в эксплуатацию жилых домах (в размере 10 процентов) военному ведомству для предоставления квартир военнослужащим;

б) предоставление военнослужащим долгосрочного кредита на строительство жилых домов в городах, поселках городского типа и сельской местности;

в) предоставление земельных участков военнослужащим в целях индивидуального строительства жилых домов.

Однако основной и преобладающей формой обеспечения жильем военнослужащих являлось выделение им квартир из специально формируемого жилищного фонда военного ведомства. Предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство с одновременным осуществлением специального кредитования военнослужащих на практике все же имело в тот период времени факультативный характер.

В заключение следует отметить, что в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2003 года существенное внимание уделено вопросам модернизации военной организации государства, отмечено, что "сильная, профессиональная и хорошо вооруженная армия нужна нам для благополучного и мирного развития страны". Обращает внимание сделанный в Послании впервые за последние годы акцент на необходимость "законодательного оформления" наиболее насущных вопросов проведения военной реформы*(30).

Как отмечается в аналитических материалах аппарата Совета Безопасности Российской Федерации, совершенствование системы социального обеспечения военнослужащих в ходе военного строительства относится к приоритетным направлениям развития военной организации российского государства на период до 2010 года*(31). С учетом изложенного совершенствование законодательства о реализации права военнослужащих на жилище в современных условиях приобретает особую значимость. Поскольку в научной литературе последнего времени обращается внимание на необходимость усиления внимания к методологическим аспектам ее решения*(32), думается, что исследование отечественного опыта правового регулирования отношений, связанных с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями (как положительного, так и негативного), является актуальным и заслуживает серьезного внимания.

 

Л.М. Пчелинцева,

профессор кафедры гражданского права Военного университета

Министерства обороны РФ, кандидат юридических наук,

профессор

 

"Журнал российского права", N 2, февраль 2004 г.

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────


Категория: Военное право | Добавил: Aziz001 (04.04.2011) | Автор: Пчелинцева Л.М.
Просмотров: 2200 | Теги: теория государства и права, статьи, Пчелинцева Л.М., ТГП, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде